Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
21 ноября 10:25
Вторник
Предложить новость

Арктика сурова, но благодарна

Ольга ИЛЬИНАГалина ТОРЦЕВА Выпуск № 16 (346) 8 мая 2015 на высшем уровне

Продолжение темы. Начало см. ВНАО № 15(345)

– Северные территории без преувеличения переживают новый этап социально-экономического, промышленного, туристического и культурного развития, – так оптимистично определила перспективы нашего региона председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, приветствуя делегацию Ненецкого автономного округа на «Часе субъекта» в верхней палате российского парламента.

Шёл второй день широкого обсуждения ряда сложных для НАО вопросов, для решения которых требуется федеральная помощь.

Отдача может быть больше

Презентуя регион в цифрах, губернатор Игорь Кошин напомнил, что Ненецкий округ – это северная кладовая России, здесь серьёзные запасы углеводородов, твёрдых полезных ископаемых, полудрагоценных камней. Что необходимо сделать, чтобы все эти богатства с большей отдачей служили на благо нашей страны? – задал вопрос глава региона и сам же дал на него подробный ответ.

Прежде всего, необходима доразведка территории для увеличения добычи углеводородного сырья. Чтобы добывать и транспортировать больше нефти, нужно создать современную инфраструктуру. Речь идёт о строительстве дороги Нарьян-Мар – Усинск, которая свяжет округ с Большой землёй, там недостроенным остался участок протяжённостью в 83 километра.

Также, по мнению губернатора, важно подключить систему энергоснабжения НАО к федеральной. Существующая система в субъекте децентрализованная. Электроснабжение на селе обеспечивают локальные дизельные электростанции. 

– По этой причине мы уязвимы к внешним факторам техногенного воздействия, – заметил Игорь Кошин.

Активизировать развитие округа и увеличение доходов в федеральный бюджет могут вложения в существующую инфраструктуру — реконструкцию аэропортов в Нарьян-Маре и Амдерме, Нарьян-Марского морского торгового порта.

Выход к Мировому океану, не зависящий от других государств, обеспечит создание глубоководного порта Индига, – привёл губернатор ещё один довод. И сделал вывод, что все эти конкурентные преимущества могут стать мощным стартом нового этапа освоения российской Арктики – высокотехнологичного и эффективного.

На пути к мировому океану

На вопросе строительства порта в незамерзающей бухте Индига глава НАО остановился особо. В доказательство важности темы привёл исторический факт: этот вопрос обсуждался ещё в 19 веке при императрице Екатерине II. Впрочем, поднимался он и в 20-х годах прошлого столетия.

– В округе большое количество недоразведанных территорий и акваторий, а порт Индига может стать круглогодичным прямым выходом к мировому океану, не зависимым от других стран и не замерзающим, – сказал губернатор.

Индига расположена на маршруте Северного морского пути, между портом Мурманск и строящейся на Ямале Сабеттой. Строительство железной дороги от Сосногорска до будущего порта включено в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

– Выгодное местоположение поможет оптимизировать основные экспортные потоки страны – с Урала, Поволжья, Сибири, – пояснил глава НАО. – Убеждён, что такой масштабный проект имеет особую экономическую и политическую актуальность и важен не только для НАО, но и для развития страны в целом.

Формула губернатора

В продолжение темы Игорь Кошин доложил, что принятые руководством округа меры по индивидуальной работе с крупными инвесторами, в частности, комплекс налоговых льгот, дали первые результаты – в 2014 году объём инвестиций в округ увеличился на 30 процентов и составил 83 миллиарда рублей.

– При федеральной поддержке инфраструктурных проектов НАО сможет дать стране ещё больше, чем сегодня. Предлагаемые инвестиции, без учёта строительства железной дороги, значительно меньше годового объёма дохода с территории, – пояснил Игорь Кошин. И изложил парламентариям свою программу максимум: совместно найти пути решения и выработать шаги, которые позволят развиваться не только отдельно взятому региону, но и осваивать всю российскую Арктику в интересах нашей страны.

– Арктика многого требует, но ещё больше отдаёт взамен, – вывел формулу, которая сегодня уже не требует доказательств.

Депутаты инициируют

Председатель Собрания депутатов НАО Анатолий Мяндин в своём выступлении на «Часе субъекта» отметил, что федеральным и региональным законодателям необходимо учитывать особенности территорий Крайнего Севера, к которым относится и НАО.

Раскрывая тему «Законодательное регулирование проблем жизнеобеспечения населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», спикер окружного парламента представил ряд законодательных инициатив, разработанных в регионе, и обратился к сенаторам с просьбой поддержать их прохождение в Федеральном Собрании.

Первая инициатива касается проведения конкурентных процедур при определении поставщика. Ненецкие парламентарии предлагают исключить «в отдельных случаях необходимость проведения конкурентных процедур при определении поставщика, предусмотрев законопроектом осуществление закупки у единственного поставщика на территориях сельских поселений, расположенных в относящихся к районам Крайнего Севера малонаселённых и труднодоступных местностях, где нет ни железной дороги, ни автомобильного сообщения».

Окружные депутаты уверены, что такой проект создаст благоприятные для Крайнего Севера условия «при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на территориях малонаселённых и труднодоступных местностей в Арктической зоне Российской Федерации».

Вторая инициатива направлена на поддержку населения отдалённых и труднодоступных деревень, с которыми не налажено круглогодичное наземное или водное транспортное сообщение в плане обеспечения их бензином.

Дело в том, что до апреля 2014 года в законах об окружном бюджете предусматривались средства на предоставление субсидий юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией бензина сельскому населению округа.

– Изменения в Бюджетном кодексе РФ исключили возможность субсидирования организаций, реализующих бензин населению по сниженным ценам, – прокомментировал Анатолий Мяндин. – В связи с этим стоимость бензина в 2015 году на селе выросла до 78 рублей за литр. В то время как в Нарьян-Маре автомобильный бензин стоит в два с лишним раза меньше.

Анатолий Мяндин пояснил, что окружное Собрание депутатов приняло постановление о внесении на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается предусмотреть возможность предоставления субсидий за счёт средств региональных бюджетов организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим бензин и дизельное топливо, которые относятся к подакцизным товарам, в населённых пунктах, отнесённых законом субъекта Российской Федерации к отдалённым и труднодоступным местностям.

В завершение своего выступления председатель окружного парламента выразил надежду, что инициативы НАО будут услышаны и поддержаны.

– Это важно для дальнейшего социально-экономического развития Ненецкого автономного округа и создания благоприятных условий для проживания людей на Крайнем Севере, – подчеркнул спикер.

Сенаторы поддержали

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в своём выступлении отметила, что на территории НАО действительно реализуются масштабные проекты. Один из них – первый в истории России проект по освоению ресурсов арктического шельфа – разработка Приразломного месторождения.

– Модернизация инфраструктуры, проведение структурных реформ и диверсификация экономики, – перечислила главные задачи руководства Ненецкого округа Валентина Матвиенко.

Отметив положительные тенденции заполярного региона, принятие в округе целого пакета законов, специального плана антикризисных мероприятий, она резюмировала:

– Своими решениями власти региона убедительно доказывают, что Ненецкий автономный округ, безусловно, является одним из наиболее привлекательных для инвесторов.

В то же время Валентина Матвиенко подчеркнула, что инфраструктурные ограничения, и в первую очередь, в транспортной сфере, являются серьёзным  тормозом для развития региона. И обратила особое внимание на вопрос строительства дороги Нарьян – Мар – Усинск.

Спикер верхней палаты парламента обратилась к профильным комитетам Совета Федерации с предложением оказать поддержку в том, чтобы инициативы НАО были внимательно рассмотрены Правительством России.

Валентина Матвиенко заверила, что Совет Федерации продолжит обобщение наиболее интересных инициатив субъектов Федерации, которые в дальнейшем можно было бы распространять и реализовать на федеральном уровне.

Сенаторы приняли за основу проект Постановления палаты «О государственной поддержке социально-экономического развития Ненецкого автономного округа». Проект будет доработан и принят в целом на следующем заседании Совета Федерации.

Закрывая «Час субъекта РФ», Валентина Матвиенко вручила губернатору НАО Игорю Кошину и председателю Собрания депутатов НАО Анатолию Мяндину почётные грамоты Совета Федерации.

Это нужно не региону, это нужно стране

– Игорь Викторович, такое чувство, что все субъекты, которые вошли сегодня в Арктический регион, пытаются конкурировать за федеральную поддержку и внимание. Как это планирует делать ваш регион, и что такого эксклюзивного вы можете предложить? – так сформулировал свой вопрос губернатору НАО один из журналистов центральных СМИ.

– Я считаю, что мы не должны конкурировать, – отвечал Игорь Кошин. – А должны вместе, при поддержке Совета Федерации, создать единую программу развития Арктики. К примеру, сегодня мы пришли в Совет Федерации с вопросом о том, что на территории Ненецкого автономного округа должен появиться новый глубоководный морской порт. Но он нужен, прежде всего, не НАО, а нашей стране. Потому что позволит получить экономический рывок: транспортировать сжиженный природный газ, экспортировать нефть и в перспективе осуществлять перевозки генеральных грузов. Самое важное, это будет морской порт, который не зависит от других государств. Мы ведь сегодня живём в новой экономической и политической реальности. Смотрим, что происходит за окном. Это и есть наше конкурентное преимущество. Округ – это часть страны. Как и каждый субъект – часть России. И невозможно в каждом отдельном регионе создавать что-то такое, что не будет работать на страну. Главная задача всех арктических территорий – сложить весь наш потенциал воедино, а не тянуть одеяло на себя. Иначе холодно будет всем.

Галина ТОРЦЕВА,
Ольга ИЛЬИНА, фото авторов

Комментарии

Анатолий МЯНДИН, председатель окружного Собрания:

– За эти два дня мы ещё раз убедились, что Совет Федерации – это площадка, которая поддерживает регионы. И старается по максимуму решить те проблемы, которые они поднимают. Очень важно, что наши вопросы будут обязательно отражены в постановлении Совета Федерации. Там также будут даны соответствующие рекомендации правительству. Думаю, содействие Совета Федерации намного ускорит решение острых проблем округа и северных регионов в целом. Поэтому мы надеемся на решительные шаги вперёд. Тем более, что нас так масштабно слушали впервые за всю историю округа.

Ольга КАМЕНЕВА, депутат окружного Собрания:

– Дни Ненецкого автономного округа в Совете Федерации показали, что в регионе работает единая команда исполнительной и законодательной власти.

Округ представлен во всём масштабе. Люди увидели, что это и малые коренные народы, и оленеводство, и нефть, и газ, и самобытная культура. Выставка, развёрнутая в фойе Совета Федерации, показала, насколько богат наш край. Думаю, нам по-доброму позавидовали представители других регионов, увидев, как мы ценим и любим свой округ.

Я принимала участие в работе комитета Совета Федерации по социальной политике, где рассматривался вопрос развития телемедицины. Да, здесь много ещё проблемных моментов. Но по сравнению с некоторыми другими субъектами, мы уже шагнули вперёд. Об этом было открыто заявлено.

Поскольку наши проблемные вопросы услышаны, уверена, развитие региона пойдёт более быстрыми темпами и в разных направлениях. То есть, федеральный центр обратит внимание и на морской порт, и на дорогу Нарьян-Мар – Усинск, и на другие наши проблемы. Это означает, что команда администрации и Собрания депутатов идёт правильным путём.

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 5 (1 vote)

Комментарии

Добавить комментарий