Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
22 ноября 07:11
Среда
Предложить новость

Асфальт по-нарьянмарски

Тимофей ЖУКОВ Выпуск №26 (398) 8 июля 2016 С места события

Вновь гудит и дымится от жара конвейер асфальтобетонного завода в микрорайоне Факел. В начавшийся короткий строительный северный сезон дорожники задумали повторить рекорд прошлого года – «испечь» и уложить не менее 15-ти тысяч тонн асфальта. Репортёр ВНАО выяснил секреты рецептуры его приготовления.

Старик «Кредмаш ДС-185» (высотою в пятиэтажный дом) на Лая-Вожской помнит многое. Он честно трудится в округе без малого 22 года, помогая латать старые и укладывать новые автодороги. Послужной список выполненных работ большой: в асфальт, произведённый на горячем конвейере предприятия, в Нарьян-Маре и посёлке Искателей укатаны свыше семидесяти улиц. Продукция завода не просто востребована – незаменима. И то: ближайшее подобное предприятие от окружной столицы за сотни километров, в Усинске.

Смесь по заполярному рецепту

Самым горячим за все минувшие годы получился прошлый сезон. В 2015-м  на заводе выпустили свыше 20-ти тысяч тонн асфальтовой смеси. Работа дорожникам предстояла масштабная, а потому конвейер не затихал с раннего утра и до поздней ночи. Трудились в две смены. Для сравнения, в 2014 году объём производства не превысил 1,8 тысячи тонн. Статистика красноречивая...

С прошлого года асфальтовая смесь на заводе изготавливается по новому, улучшенному рецепту. В специальный дозатор к щебню и дорожному битуму стали добавлять минпорошок.

 – Качество продукции значительно улучшилось. Минпорошок – это связывающая масса для дорожного покрытия. Он стимулирует связку битума, делает лучше сцепление с материалом, – поясняет старший производитель работ Нарьян-Мардорремстроя Евгений Алавацкий.

Попросту говоря, асфальт становится значительно более цепким и устойчивым к непогоде, перепадам температуры. А это для дорожного покрытия, как известно, главный враг.

Почему чудо-порошок не применяли прежде, никто толком объяснить не смог. Зато теперь, по словам мастера, сырьевых материалов для производства асфальтовой смеси у них на складах достаточно. Закупили заранее нужные объёмы и оперативно завезли с началом навигации. «На сезон хватит с лихвой».

А планов у дорожников — громадьё. Намечено завершить (наконец-то!) строительство участка от улицы Полярной до Рыбников и далее до Центральных очистных сооружений. Со дня на день начнётся долгожданная реконструкция автодороги Нарьян-Мар – посёлок Искателей. В списке на этот сезон и стратегический для города участок по улице Выучейского, вплоть до морпорта. Плюс новый микрорайон по улице Авиаторов. Ждёт дальнейшего развития дорожная сеть на Факеле...

Горячий график в горячий сезон

Долгие годы завод не баловали капремонтом. Но к новому трудовому сезону наконец-то сделали.

 – Поменяли, в числе прочего, горелки и часть устаревшего оборудования, – рассказал старший производитель работ Евгений Алавацкий. – По сути, завод-ветеран пришлось полностью восстанавливать и перестраивать.

В итоге процесс разогрева битума ускорился в несколько раз, а расход топлива – снизился.

Интересуемся, сколько теперь сможет выдавать «на гора» ежесуточно заводской конвейер.

 – В прошлый сезон давали по 820 тонн, – отвечает Евгений Владимирович. – Много зависит не только от нас, расторопности дорожников, но и от погоды. В дождь стараемся не работать.

Про дождь — не просто так. В прошлом году в социальных сетях был популярен видеоролик, как в Нарьян-Маре укатывают асфальт в ливень. Руководителю предприятия пришлось объясняться по этому поводу с главой региона.

Между тем на площадку въезжает очередной трудяга-КАМАЗ и становится под погрузку.

За процессом изготовления асфальтовой смеси и загрузкой машины следит в кабине управления старший оператор конвейера Александр Володарский. На заводе он более двадцати лет, знает технологию досконально и тонкости дела объясняет с профессиональным азартом.

 – Моя работа заключается непосредственно в мониторинге процесса изготовления смеси и управления им, – сквозь шум конвейера объясняет Борисыч, как зовут на заводе мастера. – На мониторе отображается весь процесс производства асфальта от поступления материалов в барабан и нагрева. Потом сырьё подаётся в «грохот» (вибрационное сито. – Т.Ж.), начинается раздел по фракциям, их дозировка и далее в смесителе изготавливается асфальт.

Хотя процесс полностью компьютеризирован, без людского присмотра не обойтись. Потому Александр Борисович, даже давая пояснения, не отрывает взгляда от монитора.

График работы завода в горячий летний сезон не просто напряжённый, но и очень ответственный. Сбой в работе конвейера может оставить дорожников без асфальта. И что тогда?

 – Без поломок не бывает, завод-то старенький. Да и ни один механизм не может безотказно работать вечно, – обстоятельно отвечает старший оператор. – Поломку, если случается, исправляем в течение строго ограниченного времени.

Тест на прочность

Особый разговор про качество продукции окружного асфальтобетонного завода. Нареканий на состояние дорожного покрытия до недавнего времени было много. Особенно от автолюбителей. Дорог в округе не так уж много, неужто трудно поддерживать их в нормальном состоянии? – недоумевали водители. Прошлый сезон показал: можно, было бы желание.

В августе Нарьян-Мардорремстрой запланировал приобрести испытательную лабораторию асфальтобетонного завода для контроля качества асфальта, в соответствии с технологическим регламентом производства.

 – Сейчас мы вынуждены ежедневно отправлять авиарейсами образцы производимого нами асфальта для проверки качества в другой регион – Санкт-Петербург или Архангельск, – рассказал Евгений Алавацкий. – Это, понятное дело, затратно и требует длительного времени. Приобретение своей лаборатории сильно поможет нам в работе.

Новую лабораторию смонтируют непосредственно на территории завода, а пробы готовой продукции (согласно технологическим требованиям) будут браться в течение рабочего дня один-два раза.

На очередном загруженном под завязку КАМАЗе направляемся непосредственно на точку выгрузки. В кузове самосвала – шесть кубометров горячей асфальтовой смеси. В этот жаркий июльский день наш маршрут до переулка Газовиков в микрорайоне Факел. Здесь полным ходом идёт обустройство дорожных тротуаров. «Без малого триста метров», – пояснил на месте мастер работ.

Наш КАМАЗ уже ждут специалисты Ростехнадзора. Специальным термометром они измеряют температуру асфальтной смеси ещё до выгрузки.

 – На выходе с заводского конвейера она должна быть 150 градусов. Пока везли, немного поостыла, сейчас 140 градусов. Но это — нормально, стандарт, именно столько и должно быть перед укладкой, – поясняют знатоки асфальтных дел.

День выдался не по северному знойным. Несмотря на зудящие в горячем мареве полчища кровососов, дорожники, раздевшись по пояс, метр за метром аккуратно раскатывают асфальт.

 – Основной объём работ по укладке асфальта на тротуарных дорожках на Факеле уже выполнен, – комментирует мастер. – Осталась лишь улица Солнечная, сейчас там ведутся подготовительные работы для укладки тротуарного покрытия.

План у дорожников расписан до  1 октября. Сделать предстоит много. Не закапризничала бы только родная, но такая непостоянная заполярная погода.

Тимофей ЖУКОВ, фото автора

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий