Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
25 сентября 15:48
Понедельник
Предложить новость

Бюджет 2016: весенние коллизии

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ Выпуск №16 (388) 29 апреля 2016 По сути дела

Раз в квартал, как повелось в нынешнем году, главы департаментов НАО и их заместители разъясняют журналистам (а значит и народонаселению округа –  телезрителям и читателям газет) суть и смысл проводимой ими работы.

Пресс-конференция, состоявшаяся на минувшей неделе в департаменте финансов и экономики, помимо календаря, была приурочена к событию, непосредственно связанному с деятельностью этого административного органа – корректировке бюджета на 2016 год. Поправки в закон были приняты Собранием депутатов в пятницу («Калач нашего благополучия», ВНАО №15 от 22.04.2016г.), а уже на следующий рабочий день окружные экономисты рассказали прессе, почему нельзя обойтись без корректировок и что ждёт округ и его жителей в обозримом будущем – до новой ревизии бюджета, которая, как ожидается, произойдёт в июне-июле.

Дефицит –  вкус специфический

Руководитель департамента – заместитель губернатора Татьяна Логвиненко напомнила журналистам обновлённые параметры бюджета, которые читателям известны по нашим предыдущим публикациям. Приведём их вкратце. До пятничной сессии Собрания доходная часть окружной казны составляла 15,6 млрд рублей, расходная – 18,6 млрд рублей, дефицит – почти 3,1 млрд рублей или 20 процентов от величины доходов. Сегодня доходы бюджета увеличились на 101,4 млн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – на 69 млн рублей. Его расходная часть при этом сократилась на 339,7 млн рублей, а дефицит уменьшился с пресловутых 3,1 млрд рублей до 2,6 миллиарда, составив 17,1 процента от уровня доходов.

Таким образом, пояснила начальник управления финансов НАО Елена Корельская, дефицит вошёл в норму, установленную Бюджетным кодексом для бюджетов субъектов Федерации – 15 процентов. Превышение этой планки (в нашем случае на 2,1 процента) допускается, если на бюджетном счёте имеются остатки средств, которые могут быть направлены на финансирование дефицита. Под фактическое наличие этих остатков финансисты и «подверстали» дефицит в 17,1 процента.

Доходы и доходяги

Когда остатки ушли, доходов стало остро не хватать. Их на конец 2015 года оказалось меньше плановых наметок более чем на 400 миллионов рублей. Началась болезненная процедура секвестра. Пришлось ужать затраты на содержание органов власти, казённых и бюджетных учреждений, командировочные расходы, мероприятия по государственным программам, пересмотреть инвестиционную программу на текущий год. Фонды оплаты труда, подчеркнула Татьяна Логвиненко, старались не резать по живому, а в основном сокращать вакансии.

 – Но стройки, софинансируемые из федерального бюджета, и переходящие объекты, по которым заключены контракты, сохранены, – заверила она. – При этом часть суммы, образовавшейся от сокращения расходов, направлена в резервный фонд, в связи с тем, что у нас есть определённые риски в выпадении доходов.

Не дадут четыре-восемь, всё равно мы жить не бросим

С рисков, вернее с попытки уточнить их величину и природу, начался коллективный диалог журналистов и руководителей финансово-экономического блока исполнительной власти. Под рисками, предположили корреспонденты окружных СМИ, очевидно следует понимать четыре с лишним миллиарда рублей от реализации соглашения о разделе продукции по Харьягинскому проекту (ХСРП), которых бюджет недосчитается в 2016 году. С этой потерей округ уже почти смирился, войдя в положение участников ХСРП, которые столкнулись с атакой со всех сторон: рухнувших цен на нефть, возросших производственных затрат, перспектив снижения добычи нефти. Но ограничится ли «доходопад» только четырьмя миллиардами?

 – Информированные источники называют цифру семь миллиардов рублей, – прозвучал вопрос. – Вы можете её подтвердить или опровергнуть?

 – Действительно, риски выпадения доходов от ХСРП есть, – признала глава финансово-экономического департамента. – Впрочем, участники проекта каждый год прогнозируют очень большие расходы. Но губернатор в Объединённом комитете ХСРП всегда настаивает на сокращении издержек. К маю, когда на комитете состоится утверждение расходов, мы будем знать более точные цифры. И тогда, возможно, в июне выйдем в Собрание депутатов с новой корректировкой бюджета. Пока же с начала года мы не получили от Харьяги ни копейки, хотя первый платёж был запланирован на февраль. И если раньше говорили про 4,1 миллиарда рублей выпадающих доходов, то теперь – про 4,8 миллиарда. Как вы понимаете, это очень большая сумма, она превышает четверть доходной части бюджета.

Ну, а если минус семь, будет трудно нам совсем

 – Прогноз снижения доходов на семь миллиардов имеет место, – не ушла от каверзной цифры Татьяна Логвиненко. – Но этот разрыв покрывается запланированным кредитом на 2016 год. Поэтому пока говорить о семи миллиардах рано. Сейчас мы направляем в Минфин обоснование на получение бюджетного кредита для покрытия выпадающих доходов по Харьягинскому проекту.

 – Причём, дешёвого кредита! – добавила Елена Корельская. – Однако для его получения необходимо выполнить ряд условий, в том числе соблюсти норматив расходов на содержание органов управления. А вообще это процедура долгая и сложная. Минфин интересуется состоянием регионального бюджета, анализирует структуру расходов. Чем завершится рассмотрение нашей заявки на бюджетный кредит, сейчас сказать не можем. Хотелось бы, конечно, попасть в список получателей...

Пока, напомним, проторгован банковский кредит в сумме два миллиарда рублей при ставке 11,49 процента годовых на срок до одного года. Контракт заключён с победителем аукциона – Сбербанком России («Долг платежом неясен», ВНАО №11 от 25.03.2016г.). Таким образом, величина заимствований округа слагается из кредитов прошлого года (1 млрд рублей), начала нынешнего (900 млн рублей) и пресловутых двух миллиардов.

Корректны ли коррективы?

Не для ушей федерального Минфина, а токмо справедливости ради зададимся таким вопросом. Если вникнуть в диспозицию снижения расходов в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, то нетрудно заметить, что наряду с усечением ассигнований департаментам природных ресурсов, экологии и АПК (на 7,3 процента), строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта (6,8 процента), госинспекции по ветеринарии (6,8 процента) и ряду других ГРБС, нетронутыми остались расходы на аппарат администрации НАО – они «уменьшены» по нулям.

 – Разве там нет резервов сокращения? – усомнились журналисты.

 – Дело в другом, – развеяла крамольные подозрения Елена Корельская. – У аппарата администрации с прошлого года не закрыт контракт по программе «Безопасный город». Это свыше 80-ти миллионов рублей. Если контракт будет исполнен, его придётся оплачивать. Некоторые расходы мы всё-таки подсократили, особенно по Службе материально-технического обеспечения. В целом же было принято решение, что ассигнования по аппарату не уменьшаются, но он укладывается в выделенные лимиты и оплачивает контракт.

Куда поставили «телегу»

На сессии окружного Собрания, напомнили журналисты, жёсткой критике подверглась инвестиционная программа НАО. Замечания касались приоритетов в строительстве, точнее их неправильной, по мнению ряда депутатов, расстановки. Самый, пожалуй, яркий пример – школа № 3, которая будет возведена в Нарьян-Маре в районе улицы Авиаторов. В 2016 году на неё выделяется 140 миллионов рублей, а всего в этот колосс будет закачано 2,1 миллиарда. Нет сомнений, что школа нужна, говорили журналисты. Однако примерно столько же стоил бы ДК «Арктика», будь он построен сегодня, по нынешним ценам.

– Возникает вопрос, – дожимали корреспонденты, – то ли в школе предусмотрены золотые парты, то ли в титул заложена слишком большая коррупционная составляющая…

Подозрения в коррупции собеседники отмели сразу. Проект, сказали они, прошёл экспертизу на наличие коррупциогенных факторов – ничего предосудительного не выявлено. С прочими заключениями тоже всё в порядке. Что до стоимости вновь начинаемого храма образования, то последнее слово здесь ещё не сказано и об окончательной сумме говорить преждевременно.

 – Строительство этого объекта софинансируется из федерального бюджета, – парировала Татьяна Логвиненко. – Он включает школу с её территорией, бассейн и детский сад. Конкретную стоимость стройки надо ещё обговорить с Алексеем Анатольевичем (Кайдаловым – руководителем департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта. – Ред.). Тема эта публичная, и я считаю, что её надо обсуждать, задавать вопросы…

 – Но двухмиллиардный объект уже сидит в плане, – не удовлетворились журналисты. – Возникают расходные обязательства бюджета. Сегодня-завтра на стройплощадке будет забит первый колышек. А потом? Есть опасения, что в 2017 году округ не найдёт средства на достройку. Обстановка в стране и в мире не обещает лёгких времён и денег. Не поставили ли мы телегу впереди лошади?

 – И да, и нет, – отбивалась главный финансист округа. – Риски действительно очень большие. Однако до «телеги», как вы говорите, были обсуждения в средствах массовой информации, на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2016 год…

Дождёмся «гласа народа»

 – Наберёт ли этот комплекс детей? – не сдавалась пресса. – Ведь он рассчитан на 700 мест. Не повторится история со школой в Красном на 300 учащихся, а в посёлке их две сотни? И таких строек в округе немало. Учитывались ли как-то демографические прогнозы?

Большая школа нужна для того, чтобы снизить сменность обучения, – последовал контрдовод Татьяны Логвиненко. «Поручение президента», – подкрепила его веским аргументом Елена Корельская.

 – Впрочем, никогда не поздно внести коррективы, исходя из гласа народного, – закрыла тему приоритетов Татьяна Логвиненко.

Субсидии меняют адресатов

Председатель комитета инвестиций и развития предпринимательства Ирина Тихомирова рассказывала о запуске программы предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и грантовой поддержке бизнеса из федерального бюджета.

Начальник управления по государственному регулированию цен (тарифов) Сергей Андриянов – о рокировке субсидий. В текущем году, отметил он, произошло их увеличение на электрическую и тепловую энергию. В то же время сокращены субсидии на автоперевозки в связи с передачей полномочий по регулированию тарифов на муниципальных маршрутах в город.

Сдвиги произошли в распределении межбюджетных трансфертов. Ряд строек округа Заполярный район взял на себя, проинформировала Татьяна Логвиненко. На 40 млн рублей повышены дотации городу на подготовку к осенне-зимнему периоду и ремонт дорог.

 – Несмотря на общее снижение бюджетных расходов, по определённым «горящим» позициям есть увеличение, – добавила толику оптимизма руководитель департамента финансов и экономики.

Бюджетный кодекс –  не место встречи

По обыкновению, избыточную головную боль окружным финансистам доставляют городские власти. Департамент ждёт от мэрии Нарьян-Мара отчёт о выполнении норматива на содержание органов управления, который является условием выделения соответствующей дотации муниципалитету. Срок предоставления документа истёк 15 апреля. Вместо него департамент получил письмо от главы города Татьяны Фёдоровой, смысл которого, по словам Татьяны Логвиненко, состоит в словах: «Все расчёты – при личной встрече».

 – Но Бюджетный кодекс не предполагает расчётов при личных встречах, – не удержалась от сарказма замгубернатора. – Нам совершенно не понятна позиция города...

Журналисты и экономисты-финансисты договорились встретиться после летнего раунда корректировки бюджета.

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ, фото автора

Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий