Детсад на кочевом ходу

Аватар пользователя vnaoinform

Кочевой детский сад откроется в июне в стойбище общины «Канин». Два окружных департамента — образования и региональной политики – поставили сложную задачу: без гаджетов, оргтехники и других современных прибамбасов подготовить ребятишек к школе. Вместе с оленеводами дедсад будет ямдать по Канинскому полуострову.

Полуостров Канин не просто большой, он – громадный. В Несь из оленеводческого стойбища без крайней надобности не наездишься. Малыши кочуют вместе с родителями. И это нормально, так было испокон веку. Но вот с будущими первоклассниками возникает проблема. Требования таковы, что 1 сентября они должны прийти в школу с определенным багажом знаний, а не начинать учёбу с нуля. Ребятишками из сёл занимаются педагоги в детском саду. А как быть с тундровыми, каким образом обеспечить им равные с «оседлыми» сверстниками стартовые условия?

В окружной администрации, осмыслив тему, решили организовать кочевой детский сад.

Педагог-первопроходец

Обкатываться пилотный проект будет в седьмой бригаде сельскохозяйственного производственного кооператива «Ненецкая община «Канин».

Почему именно здесь?

 – Потому, что в общине у оленеводов седьмой больше всего деток, которым вскоре предстоит стать первоклашками, — их одиннадцать, – говорит заместитель руководителя департамента образования, культуры и спорта НАО — начальник управления образования Лиана Храпова.

Готовить ребятишек к школе будет педагог несского детского сада Галина Шубина.

 – Опытный специалист с большим стажем, грамотно работает с малышами. Сама выросла в тундре, владеет родным ненецким языком, и стойкая к сложным климатическим условиям, – так охарактеризовали её в профильном департаменте.

Вертолёт доставит Галину Изосимовну в Шойну со всем необходимым инвентарём, развивающими играми, наглядным материалом, методическими пособиями. Это — малая родина педагога-первопроходца. Дальше, до стойбища, Галину Шубину повезут на оленьей упряжке её родные братья.

 – Разобъём в седьмой бригаде две тёплые палатки: в одной преподаватель будет жить, в другой – проводить занятия с детьми, – пояснила Лиана Храпова. – Питаться и ночевать ребята будут с родными.

Детсаду предстоит кочевать вместе с седьмой бригадой по полуострову Канин всё лето, вплоть до Дня оленя.

 – Садик станут посещать и дети помладше, в возрасте от трёх лет, – рассказала по телефону корреспонденту ВНАО Галина Шубина. – С ними буду проводить больше практических занятий в игровой форме. Готовя ребёнка к школе, очень важно научить его правильно держать карандаш и ручку. Но, прежде всего, ребятам должно быть интересно. Познакомимся со сказками ненецких и русских писателей. Сделаем подарки для родителей – аппликации и рисунки.

Ещё в программу воспитатель из Неси включила национальные ненецкие игры, наблюдения за живой природой, изучение традиций.

В департаменте образования считают, что модель «Кочевая разновозрастная группа» обеспечит разностороннее развитие детей коренной национальности в естественных условиях. Ну, и старшие ребята, возясь с малышами, приглядывая за ними, помогая, будут проникаться чувством ответственности, без которого в школе — никак.

Без отрыва от тундры

Если в Ненецком округе, обкатывая новое дело, ещё предстоит набивать синяки и шишки, то у наших соседей на Ямале уже наработан солидный опыт. Дошкольные группы в тундре как структурные подразделения сельского детского сада действуют в Тазовском, Шурышкарском и Пуровском районах ЯНАО.

А начиналось всё пять лет назад. Первый кочевой детсад был создан в деревне Лаборовая Приуральского района по инициативе известной ямальской писательницы Анны Неркаги.

Затем детский сад открылся в стойбище Чебачьем – самом большом в Харампуровской тундре. Здесь живут преимущественно молодые ненцы. Помощниками писательницы в его организации стали рыбаки из рода Пяк, занимающиеся промыслом на своих родовых угодьях.

 – Исконная среда обитания должна быть основной темой в период обучения дошколят, – уверена Анна Неркаги.

Помимо общеобразовательных предметов, в кочевых детсадах ЯНАО малышей учат, как поставить чум, установить капкан на зверя, сшить одежду. Детвору обучают северной охоте и рыбалке.

 – Мы не ставим задачи, чтобы кочевых детсадов было как можно больше, а опираемся на заказ коренных жителей, – поясняет начальник отдела регионального развития департамента образования ЯНАО Григорий Лымар. – То же самое с кочевыми школами, которые тоже появились на Ямале.

По его словам, концепцию кочевых школ строят на том, чтобы, и достигнув школьного возраста, маленькие жители тундры продолжали воспитываться в семье, имея при этом возможность осваивать образовательные программы.

Специалисты поясняют, что никто не говорит о полной замене школы-интерната на кочевую школу. Просто нужно использовать разные варианты образования детей с учетом региональных особенностей, максимально приближая их к местам кочевий.

Начиная проект, сотрудники департамента образования соседнего округа опросили около семисот тундровиков. Большинство опрошенных отдали предпочтение школам-интернатам, тридцать восемь – заинтересовали кочевые детские сады, а остальные учили бы своих детей в кочевой школе.

Сейчас в ямальской тундре работают девять детских садов, одна школа-сад, три школы. Образовательный процесс ведут 24 «кочевых» педагога. Дошкольное образование получат 106 детей, начальное общее образование – 77 маленьких тундровиков.

Не забыть свои корни

Для Ненецкого округа эти цифры — как маяк. Нам предстоит сделать в этом направлении только первый шаг. Пора...

 – Возведя когда-то в абсолют интернатную систему образования, сломали извечный круговорот жизни человека тундры и породили массу серьёзных проблем, – считает заслуженный педагог НАО Антонина Хозяинова. – Дети коренной национальности должны получать знания в естественных для них условиях. Сейчас же ребёнок отрывается от семьи, родного языка, традиций, обычаев. У него меняются жизненные ориентиры и внутренние установки. Многим город с обустроенным бытом начинает казаться более привлекательным. Нарушается преемственность поколений.

 – При создании необходимых условий дети кочевников смогут получать образование без отрыва от родителей и традиционного образа жизни, – вторит вице-губернатор округа — руководитель департамента региональной политики Виктор Ильин. – Думаю, что со временем это позволит решить и проблему кадрового дефицита в приоритетной для НАО отрасли — оленеводстве.

Наверное, да, если после кочевого детского сада ребят не отправят учиться в село или город с проживанием в интернате, а они будут заниматься в школе, созданной в стойбище. Но это — перспектива. Насколько далёкая, покажет время.

Пока же в округе начинает действовать первый кочевой детсад — в седьмой бригаде общины «Канин». В случае успеха проект планируется продолжить на востоке НАО, в оленеводческой общине «Ямб-То».

Тимофей ЖУКОВ
Фото автора и Альберта ЛЮДВИГА

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 5 (2 голосов)

Комментарии

Добавить комментарий