Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
21 ноября 10:30
Вторник
Предложить новость

Доходы и расходы с большой дороги

Тимофей ЖУКОВ Выпуск № 9 (381) 11 марта 2016 По сути дела

С первого весеннего дня плата за проезд в автобусах 411-го и 413-го маршрутов изменилась: билеты теперь стоят 35 рублей. Прежде за удовольствие прокатиться по городу выкладывали тридцатку, а за путешествие в посёлок геологов, или из него в окружную столицу — 40 рэ. Почему случилось нововведение, насколько оно удобно пассажирам и Нарьян-Марскому автотранспортному предприятию выяснял корреспондент ВНАО.

Рискованная профессия кондуктор

Совместная с членами фракции «Единой России» в горсовете Нарьян-Мара поездка по маршруту № 411 началась от кольцевой автобусной остановки «Морпорт». Депутат Сергей Свиридов, он же – советник губернатора округа, ставит задачу: узнать мнение пассажиров о качестве обслуживания, выслушать жалобы и пожелания.

 – Раньше регулированием тарифов абсолютно всех автобусных маршрутов занимался округ. С 1 марта, в связи с изменившимся законодательством, это возлагается на городскую власть, – поясняет он. – В ведении округа остаются лишь межмуниципальные маршруты 411 и 413. Так что решение унифицировать стоимость проезда, брать с человека 35 рублей сколько бы он не проехал — хоть одну остановку, хоть от конечной до конечной — принималось округом. Город же на перешедших в его ведение автобусных маршрутах цену не менял: обычный билет так и остался по тридцать рублей, льготный — десять.

От морпорта мы доехали до кольца в Искателях. Оттуда вновь вернулись к порту. И всё это время общались с пассажирами. К изменению тарифа люди относятся в целом спокойно. Ну, сэкономил кто-то пятирублёвку, а кому-то пришлось её доплатить — чего по этому поводу особо радоваться, либо горевать? Не те деньги... Жаловались преимущественно на случающиеся сбои в графике движения и на то, что автобус приходится долго ждать, надо бы поплотнее расписание сделать.

А вот кондуктор с более чем десятилетним стажем Вера Заруйкина удовлетворения от случившейся ценовой перемены не скрывала. С введением единого тарифа, говорит, работать ей стало намного проще. Теперь не надо «вычислять» маршрут пассажира, приставать к людям: куда едете? Все ведь платят одинаково.

Но если бы, вздохнула, это было её основной проблемой. Кондуктор – профессия рискованная, а согласно аттестации, даже вредная.

Работники диспетчерского пункта у морпорта рассказали, что сегодня на городских и межмуниципальных маршрутах работают 35 кондукторов. Текучка – очень большая: не многие выдерживают напряжённого графика с пяти утра и до полуночи, плюс постоянная психологическая нагрузка. «В вечернее время много неадекватных пассажиров, а полицейские наряды автобусы не контролируют».

На пределе

Ежедневно на шесть городских (№ 2, 4, 4А, 6, 7, 8) и два межмуниципальных (№ 411 и 413) маршрута выходят 18-20 автобусов. Всего же, рассказал директор Нарьян-Марского АТП Михаил Елисеев, на балансе предприятия 31 автобус. Из них 4 низкопольных, в том числе два ЛиАЗа с функцией перевозки инвалидов-колясочников. АТП, уверяет Елисеев, готово увеличить частоту рейсов, особенно в пиковые утренние часы, но самостоятельно принять такое решение не может. Это прерогатива департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта округа. Именно там составляют и утверждают графики движения пассажирского транспорта в регионе.

 – Наше предприятие полностью «транспортно-укомплектовано», однако пассажирский автопарк изношен практически предельно, – сетует Михаил Елисеев. – По состоянию на начало года его общий износ составляет 82 процента. И это с учётом обновления: в 2012-2015 годах были приобретены, в том числе по лизингу, 11 автобусов. Износ парка автобусов большого класса – МАЗ, ЛиАЗ, Вольво — 93 процента. Многие курсируют на межмуниципальном маршруте уже более десяти лет. И если они ещё ходят в рейсы, то только потому, что немеряно тратим на них запчастей, плюс энергия нашей ремонтной зоны и механиков.

Ремонтно-механическую мастерскую АТП мы посетили в пересменку. Здесь четыре поста, но только на одном шла работа по профилактике большегруза. Здание – постройки 1978 года. Согласно официальному заключению, сделанному ещё три года назад, находится в аварийном состоянии. Главный инженер АТП Александр Хозяинов, показывая на прогнувшиеся стойки и выпавшие стеклоблоки, поясняет: до предельного срока эксплуатации корпуса РММ осталось не более двух-трёх лет.

 – Деформированных тяг в здании уже семнадцать штук в разных местах, за ситуацией наблюдают геодезисты, – комментирует Хозяинов. – Опоры постройки проседают, стены перекашивает, потому стеклоблоки и выдавливаются.

Для строительства нового здания ремонтно-механических мастерских потребуется, согласно подготовленной на предприятии проектно-сметной документации, около 280 миллионов руб-лей. Хотя в эту сумму входит стоимость всего необходимого оборудования, вплоть до автомойки, в АТП понимают: никто в нынешних условиях таких денег автобусному парку не даст, даже с учётом социальной значимости предприятия — единственного автоперевозчика пассажиров.

Есть альтернатива новому строительству, но и она требует немалых затрат.

 – Можно провести ремонт и укрепление опор, заменить стеклоблоки, сделать кое-что ещё, не буду детализировать. Тогда здание, по расчётам специалистов, продержится лет семь-десять, – говорит Михаил Елисеев. – Да, потребуется до семи миллионов рублей, но без мастерских АТП не выжить. РММ – сердце любого автопарка.

На предприятии надеются, что интерес к обслуживанию на базе РММ проявят в «Чистом городе», других крупных (по местным меркам) хозяйствующих субъектах, в том числе — коммерческих. Иных вариантов доп заработка у АТП нет. От внутренней коммерческой рекламы (в виде стикеров и баннеров в салонах автобусов) на городских и межмуниципальных рейсах решено пока отказаться. Наружная тоже большой прибыли не даёт. А договоров на техобслуживание и техосмотр транспортных средств, проведение допуска техники предприятий и организаций на линию – не более десяти. Если, как предполагается, АТП в ближайшее время всё-таки получит лицензию на медицинское освидетельствование водителей перед рейсами, это привлечёт к ним дополнительных клиентов и позволит увеличить доход. Пусть и не намного, но всё-таки...

Бесконечный форс-мажор

Сбой в графике движения пассажирских автобусов в условиях Крайнего Севера — это ЧП. И не допустить их стараются изо всех сил. Почти все пассажирские автобусы АТП оборудованы транспортными датчиками системы спутникового мониторинга. В кабинете директора предприятия наблюдаем на электронном табло как движется к остановке «Посёлок Факел» пассажирский ЛиАЗ с номерным знаком «184». Все данные в режиме on-line поступают диспетчерам, отслеживающим график и безопасность рейсов. Получив сигнал о технической неисправности автобуса, дежурный тут же отправляет вместо него другой.

Начальник отдела перевозок Марина Федотовская поясняет что в резерве АТП на случай форс-мажора ежедневно дежурят две машины, поскольку по причине сильной изношенности автопарка технические сбои с вышедшими в рейс автобусами случаются. Выручает то, что масштабы города невелики, общая протяжённость линий автобусного транспорта по оси улиц чуть более 17-ти километров. Так что при форс-мажоре «резерв» успевает добраться на смену замершему автобусу максимально оперативно. Если и выбиваются из графика, то ненадолго.

А вот финансовые сбои на АТП идут по нарастающей. В прошлом году из окружного бюджета предприятию выделили 110 миллионов рублей субсидий. Собственная выручка в 2015-м составила 50 миллионов рублей, а общие затраты 170 миллионов.

Совокупный убыток за несколько предыдущих лет составил серьёзную сумму – 103 миллиона рублей.

И дело не только в пресловутых «льготниках», которые составляют без малого 60 процентов от общего числа перевозимых АТП пассажиров.

Финансовое положение предприятия, по мнению главного бухгалтера Ирины Кисляковой, усугубили неплатежи и дебиторская задолженность по коммунальным услугам МУП «Служба заказчика по городу Нарьян-Мар» (20 миллионов рублей) и ООО «Служба заказчика» (12 миллионов). Службы заказчиков, сменив одна другую, поочерёдно не оплачивали АТП счета за вывоз мусора на свалку, а затем самоликвидировались. В прошлом году 20 миллионов, так и не полученных от МУП, автотранспортники списали «на убытки» в связи с исключением обанкротившегося хозяйствующего субъекта из государственного реестра. В этом году по такой же схеме предстоит поступить и с задолженностью ООО.

Эх, эти бы 32 миллиона — да пустить на покупку новых автобусов и реконструкцию ремонтной базы! Но увы, спросить долги не с кого. Остаётся привычно уповать на очередные инъекции из казны. Но уже не региональной, как велось испокон веков, а городской.

АТП, напомним, муниципальное предприятие. И именно мэрия с её внушительным чиновным аппаратом вместе с гордепами принимают решение на что тратить городской бюджет: на зарплату себе любимым, либо на поддержку единственного автотранспортного предприятия, перевозящего пассажиров, решение проблем захлёбывающегося в долгах муниципального же предприятия объединённых котельных и тепловых сетей — ПОКиТС.

 – Несмотря на все сложности, мы готовы увеличить частоту рейсов и сохранить качество обслуживания населения, – бодрится директор АТП Михаил Елисеев. – Субсидии бы только получить...

Как там у нашего всё А.С. Пушкина: «Мечты, мечты, где ваша сладость?» Две трети собственных доходов бюджета Нарьян-Мара пока уходит на содержание чиновников горадминистрации.

Да, а при чём тут 5 рублей, на которые увеличили-уменьшили стоимость билетов на двух маршрутах? Да, собственно, не при чём...

Тимофей ЖУКОВ, фото автора

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий