Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
25 ноября 11:36
Суббота
Предложить новость

Холодный опыт диаметром 0,1 миллиметра

Тимофей ЖУКОВ Выпуск № 11 (383) 25 марта Среда обитания

Оленеводческая бригада номер пять из Канинской тундры на несколько недель стала родным домом для норвежской художницы Ингер Бликс Кваммен. Спустя два года мастер приехала в Нарьян-Мар с необычной выставкой, которая и открылась на минувшей неделе в окружном краеведческом музее.

Что погнало богатую и преуспевающую норвежку из родного уютного Киркенеса к мысу Канин Нос, на вернисаже так и осталось загадкой. «Мне было интересно, как всё это соединяется: люди, традиции, северная природа и чувство идентичности», – объясняет мастер.

Арендовать в Архангельске вертолёт художнице, входящей в Норвежскую ассоциацию прикладных искусств, проблем не составило.  А вот понять, прочувствовать мироощущение ненцев, живущих столетия наедине с суровой природой, оказалось непросто.

 – Мне дважды – в 2008 году и затем в 2014-м – представилась возможность попасть на Канин и прожить там некоторое время среди ненцев в абсолютном согласии с окружающей действительностью, – рассказала Ингер Кваммен. – Была удивлена и очарована тем, как ненцы-кочевники организуют свой быт, стойбища, как у них налажено разделение труда. Поразилась, как бережно и нежно используют дары природы.

Экспозицию Ингер назвала «Архивы тундры: объекты и фотографии».  И если с фотографиями всё так или иначе понятно, то «объекты» вызвали у первых зрителей удивление. Свои работы Ингер создаёт из тонкой металлической проволоки, диаметром 0,1 миллиметра. Художник-ювелир, насмотревшись на национальные ненецкие узоры и женские украшения, теперь плетёт их на сложном ткацком станке, собранном её отцом. А также вяжет с помощью обычных спиц и крючка.

Женские украшения на шею, пышные воротники, колье с северным орнаментом и даже оленья упряжь – всё выглядит невесомым, объёмным и нежным. Приглядевшись, понимаешь: создавать подобное не только адски тяжело, но и очень дорого.

 – Так это же не простой металл! – обращаюсь к Ингер.

 – Да, и это не дёшево, – с улыбкой соглашается она. – Использую в основном оксид серебра, золото и медь. Материал должен быть настолько мягким и тонким, чтобы из него можно было плести, ткать. Хочется придать традиционной технике ткачества звучание, которое услышала на Канине, постигая там новый опыт. При этом современное в моих работах переплетается с традициями предков.

У Ингер саамские корни, и тянутся они куда-то в древний край викингов, что в провинции Финмарк.

«Самый холодный опыт в жизни». Так художница характеризует свой первый приезд на Канин в сентябре 2008-го. Тогда за три недели она побывала на нескольких стойбищах, обрела много друзей и узнала незнакомый доселе термин — бригада.

О той поездке и напоминают сейчас нашейные женские украшения, над которыми пришлось долго работать. Тогда, как поняла Ингер позже, она многое не успела спросить и узнать. Потому и погнала её снова творческая натура в дальний путь к ненецкой тундре. Названия большинства изделий рассказывают о состоянии мастера в момент его сотворения: «Канин Нос. Вечность», «Девочки тундры», «На полпути». Некоторые ювелирные работы обрели даже имена. Так, «Хозяин Игорь» изготовлен из оксида серебра, оленьей кости и кожи. Такая же упряжь, по словам Ингер, сейчас ямдает где-то в районе восточного берега полуострова Канин. А её хозяин и не знает, что послужил прототипом ювелирного шедевра, который имеет почитателей в Лондоне, Осло, Сан-Франциско, Мурманске — во всех этих городах с успехом прошли выставки Ингер Кваммен.

Настала наконец-то очередь и Нарьян-Мара.

 – Объекты, которые представлены в краеведческом музее, отражают моё видение удивительной ненецкой культуры, – признаётся мастер. – Форму ювелирных украшений выбрала потому, что именно они могут выразить мои чувства наиболее полно.

Во многие работы деликатно вплетены реальные предметы. К примеру, небольшой кусок упряжи с костяными и пластиковыми застёжками. Ингер открыла для себя, что подобные застёжки на кожаных лентах – «эхо модернизации ненецкой культуры». Популярные нынче в тундре застёжки сделаны из пластиковой тары, которая используется для перевозки грузов.

По словам известной норвежской художницы, своими работами она попыталась рассказать историю тех людей, с кем повстречалась на Канине.

 – Это своего рода визуализация через предметы повседневной жизни ненцев, – говорит Ингер Кваммен. – Главное для меня – передать живое и яркое представление о народе, который радушно меня принял и во-многом изменил моё мироощущение.

Тимофей ЖУКОВ 

Фото Альберта ЛЮДВИГА

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий