Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
25 ноября 11:37
Суббота
Предложить новость

Как Мистер Бин ненецкую тундру покорял

Алёна ЛЮДВИГ Выпуск № 4 (376) 5 февраля 2016 Путешествуем по НАО

С каждым годом в Ненецкий округ приезжает всё больше туристов. Обычно к нам едут за экстримом и ненецкой экзотикой. Но мы сегодня о тех гостях, которые инвестируют в развитие окружного туризма своё мастерство, время, творческие способности – прокладывают по территории региона новые маршруты и привлекают на них новых путешественников.

Что может быть приятнее, чем путешествие к морю на собственном автомобиле? Летишь себе в алом кабриолете на лабутенах по Лазурному побережью, закатное солнце купает румяный бочок в тёплом море, ветер треплет волосы, словно шёлковый шарф… Красота и дольче вита! Представили? Ну а теперь преобразуем картинку, согласно актуальному нынче импортозамещению. Вместо лабутен – утеплённые непромокаемые сапоги на шерстяной носок, кабриолет меняем на российское авто, а Средиземное море – на Печорское. А вместо летящих на ветру шелковистых девичьих кос представьте такую нормальную мужскую бороду с примёрзшими льдинками. Примерно так может выглядеть трейлер фильма об экспедиции «Варандей-2016», которая недавно побывала в Нарьян-Маре.

Как и обещали в предыдущем номере ВНАО, расскажем подробнее об очередном броске в Заполярье. Напомним, что именно с экспедиции «Бросок в Заполярье», которая побывала в Ненецком округе в феврале 2015-го, и началась эта история. Тогда автопутешественникам добраться до Варандея не удалось. Зато они получили массу впечатлений, которые стали основой фильма «Бросок в Заполярье: регион 83» (см. «Сотни тысяч километров эмоций», ВНАО № 41(371) от 18.12.2015).

На этот раз зимник не подвёл. Путешественники даже сетовали, что слишком легко  добрались до Варандея. Наверное, сглазили. Как выяснилось позднее, желанный для экстремалов трэш и экшн всё же был. Но уже на обратном пути из Нарьян-Мара. О том, как «Соболи» пробивались через закрытый зимник, ребята расскажут сами в сетевых дневниках. Ведь в составе группы главный редактор национального внедорожного журнала «Полный привод 4х4» Андрей Фаробин, специальный корреспондент портала «АвтоВзгляд» журнал об автомобилях Константин Гусев, путешественник из Южно-Сахалинска Виктор Шейко и другие участники.

 – Варандей манил, как мечта, как дальняя точка на берегу холодного северного моря, – поведал гость редакции ВНАО, руководитель экспедиции Пётр Груздев. – Когда разглядывал фотографии с белыми медведями, снятые летом, хотелось увидеть всю эту красоту своими глазами. Но сам Варандей немного разочаровал. Осталось только осознание того, что постоял на берегу Печорского моря, которого зимой толком и не видно. Но в Нарьян-Мар по зимнику обязательно порекомендовал бы приехать. Особенно тем, кто любит снимать фото и видео. Всю эту романтику пора обращать в деньги. Но не в деньги ради денег, а создавать условия для хорошей тусовки, новых впечатлений и ярких эмоций. Чтобы туристы приезжали в НАО и не страдали от отсутствия снега в Карелии, – шутит бывалый путешественник.

Как не замёрзнуть  в «соболиной» шубе

Белый, серый, красный. Такие позывные получили автомобили, отправившиеся покорять северное бездорожье. Не российский триколор, но близко к этому. Всё в цвет, ибо нашу малую родину отправились покорять отечественные машины с нашими же, отечественными, водителями. Адское сочетание, кто понимает. В общем, как и было заявлено в официальном слогане экспедиции: «Русские машины – русскому Северу». Генеральным спонсором экспедиции выступила российская автомобилестроительная компания «Группа ГАЗ». В дальний путь отправились три «Соболя» с подключаемым полным приводом в разных комплектациях: бензиновый «Комби» со средней крышей, бензиновый автобус с низкой крышей и такой же автобус с дизелем и модулем кондиционера на крыше. Такое видовое разнообразие было необходимо для сравнения модификаций «Соболя».

 – Отечественные машины не подвели, – говорит  Пётр Груздев. – Надо отметить, что в прошлом году, когда «Соболь» в составе экспедиции «Бросок в Заполярье» прибыл в Нарьян-Мар, он оказался единственной машиной, которая дошла до города по зимнику без прицепа и верёвки, а потом ещё в Пустозерск сходила. И на этот раз все «Соболи» показали себя с наилучшей стороны, добрались до Варандея без поломок, так что уверенность в отечественных автомобилях есть.

Для дальнобоя машины готовили основательно. Ведь всё оборудование, которое прошло испытание, потом будет внедряться в серию. Учли и опыт прошлогоднего «Броска в Заполярье».

 – Подвеска для экспедиционных автомобилей всегда усиливается, по сравнению с подвесками штатными, у которых есть положенные 600 килограммов нагрузки и всё, – делится техническими подробностями руководитель экспедиции. – А у нас одних пайков по 400 кг в машине, плюс по 140 литров бензина, запасные колёса и прочий багаж, необходимый в дальнем переходе. Например, на красном и сером «Соболях» установлены дополнительные рессоры и пружины. У моего белого «Соболя» – пневмоподвеска. По итогам сравним, что лучше. Кроме того, в машинах установлена шумо – и виброизоляция кузовных панелей, чтобы было тепло и тихо. К примеру, в прошлом году так получилось, что одну часть автомобиля перед поездкой не изолировали, в результате в салоне скапливался конденсат. Влага текла рекой из-за того, что во время ночёвки кузов остывает, а внутренность машины, где мы спим, достаточно прогревается. Также в наших «Соболях» есть дополнительное отопление: независимые подогреватели двигателя и салона, чтобы можно было спать, не заводя двигатель. Все эти штучки, опробованные нами, вполне могут внедряться в серию. Среди таких «штучек» специальное спальное место, автономный подогреватель, усиленная подвеска. С некоторыми доработками после нашей экспедиции всё это пойдёт в народ. Думаю, что специально подготовленная экспедиционная машина может стоить на 700-800 тысяч рублей больше, чем обычная модель. Уже есть заказы на строительство продвинутых «Соболей».

А автору этой статьи хочется, чтобы в народ пошло и новое название модификации арктического «Соболя». Раз уж вывели новую породу и приручили зверя, значит, надо новое имя дать. Например, «Варандей». Почему бы и нет? Так название жилого посёлка, канувшего в историю, выйдет за пределы округа. Добавим, что кроме спецмоделей авто, для широкой аудитории по итогам экспедиции выпустят два фильма, один из которых расскажет про автомобили «Группы ГАЗ».

Медведи игрушечные  и настоящие

Казалось бы, всё по-взрослому. Специально подготовленные машины, за рулём профессионалы. Но без иронии и юмора любое серьёзное дело – занятие утомительное и скучное. Без них, наверное, не выдюжить таким разным людям в долгой утомительной дороге. Шутки и весёлые истории, как костыль, поддерживают боевой и командный дух. Ещё должен быть талисман. Ведь даже космонавты берут с собой в полёт игрушки-обереги. Мало ли что.

Таким оберегом стал для экипажа красного «Соболя» игрушечный медвежонок по прозвищу Мистер Бин. Его хозяин Михаил Рябинин – главный редактор интернет-издания OffRoadClub.Ru и журнала MotorShow Magazine. А также блоггер и заядлый путешественник. Вместе два Михаила, маленький и большой, объездили почти весь белый свет. Начиная с Америки и заканчивая Нарьян-Маром.

 – Это мой маленький талисман, – тепло улыбается Михаил Рябинин, показывая своего игрушечного питомца. – Когда-то давно для автомобильных съёмок попросил друзей принести старые игрушки. В итоге мне подарили целый чемодан. Там и оказался маленький игрушечный медведь. Такая прямая ассоциация с мистером Бином из известного британского сериала и его медвежонком. С тех пор я всегда игрушку беру в путешествия.

Похоже, смешной маленький талисман успешно выполняет серьёзную миссию.

 – Простой пример, – полушутя-полусерьёзно говорит хозяин Мистера Бина. – В прошлом году ребята из «Броска в Заполярье» не смогли пробиться к Варандею, а нам удалось доехать. Может, мой друг помог? В дороге медвежонку и мне повезло сфотографироваться на ненецких нартах, метеостанции в Варандее и нефтяной вышке. Я впервые еду на автомобиле так далеко на север. Тундра нам с Мистером Бином очень понравилась. Впечатлений много. Немного расстроило то, что очень мало сохранилось старой архитектуры. Деревянные русские постройки исчезают на всём Русском Севере. Поэтому постоянно пытаемся привлечь внимание к Архангельской области, где историческая архитектура безвозвратно утрачивается. В Ненецком округе такая же ситуация, старых северных построек почти не осталось. Если ничего не делать сейчас, что показывать будущим туристам и гостям НАО? Очень хорошие воспоминания о Ненецком округе оставили люди. Не было случая, чтобы кто-то плохо принял или не выполнил обещания. Ради этого стоило приехать сюда. Думаю, что Мистер Бин здесь ещё побывает. По возвращению из Нарьян-Мара у меня открывается персональная фотовыставка. Постараюсь успеть сделать для экспозиции пару фотографий из НАО. Всячески пытаюсь и буду пытаться привлечь внимание людей к этому уникальному месту. Буду рассказывать, писать статьи, публиковать фотографии. Ведь Карелия, Кавказ – уже изъезженные места. А на Крайнем Севере чувствуешь себя практически первопроходцем. 

Чумовые девчонки

Экспедиция «Варандей-2016» для Михаила Рябинина и его экипажа, состоящего из Евгения Павлова, Константина Гусева и Александра Фрея, после прибытия в Нарьян-Мар оказалась завершена. Им на смену прибыли другие путешественники.  Руль красного «Соболя» передан прекрасным дамам, известным автогонщицам Татьяне Елисеевой и Елене Правдиной. На пути к Мезени и дальше в сторону Карелии в состав «красного» экипажа вошли Константин Якубов и Максим Сергеев.

 – Впервые для меня подобного рода путешествие, – говорит «красна девица» Елена Правдина, одна из организаторов «Формулы-1» в Сочи. – До этого никогда не играла в эти игры, так как в моей жизни был большой спорт. Проехала пять ралли-марафонов внедорожных, два из них в Африке в пустыне Сахара. Пока для меня гнать машину по тундре, в принципе, то же самое, что и по пустыне. Только песок  белый и холодный. Вообще-то очень мерзлявая, не переношу холода вообще. Даже холодильник дома редко открываю, – смеётся автогонщица. – Но если эту экспедицию выдержу, начну себя на «вы» называть. Не боимся, ведь с нами мужчины, большие, хорошие, надёжные. Будем много писать, рассказывать людям, что не страшны путешествия по Крайнему Северу. При желании можно сделать такие туры семейными. Увидим, попробуем, расскажем!

Прекрасные дамы покидали Нарьян-Мар с чумовым настроем. Не знаю, как в Сахаре, но в дикой заснеженной тундре женщинам приходится больше сталкиваться с разными бытовыми проблемами. Как шутят бывалые путешественники, чтобы носик попудрить и до ветру сходить, барышням в ледяной пустыне нужны две палки. Чтобы одну в вечную мерзлоту втыкать, а другой белых медведей отгонять.

 – В экспедиции хочется показать, что, если женщинам под силу пройти такой путь, то и остальным его можно преодолеть, – считает автогонщица Татьяна Елисеева. – Когда приезжаем в Европу, берём напрокат автомобиль. В этом смысле Россия обделена этим видом туризма. А жаль. Нужно активнее осваивать такой вид отдыха. Причём как туристическим фирмам, так и самостоятельным путешественникам. Чтобы россияне могли своими глазами увидеть всю эту красоту. Хватит читать журналы про путешествия и разглядывать красивые картинки, нужно уже делать что-то…

Планы: всегда!

 – Очень не люблю дикий туризм, – непроизвольно морщится Пётр Груздев. – Костры, жжёные покрышки, мусор. Вот когда туристы идут с инструктором, совсем другое дело. В любом случае в туризм нужно вкладываться. И делать всё разумно и бережно по отношению к природе и людям. На Варандее удивились тому, что для посторонних в столовой нефтяников (для туристов это единственная возможность подкрепиться цивилизованно – ВНАО) ценник просто нереальный. Завтрак в пределах 700 рублей, обед – 1500  рублей. Буханка хлеба – 140 рублей. Те же работники метеостанции на Варандее покупают иногда хлеб на буровой. С другой стороны, ребята-нефтяники помогали нам в пути. Всё неоднозначно.

Свежий взгляд тем и ценен, что он свежий. Подмечает то, к чему мы привыкли и воспринимаем как должное. А в сфере предоставления туристических услуг мелочей, как известно, не бывает.

 – Раз зимник в НАО есть и по нему ездят люди, то почему бы не поставить на маршруте списанные вагончики-бытовки? – предлагает путешественник. – Что-то вроде охотничьих домиков, где может остановиться любой путник. Также придумать что-нибудь цивилизованное с туалетами. Ведь рано или поздно туристический поток в НАО пойдёт. А за пользование маршрутом могла бы браться небольшая плата. Вырученные средства можно было бы направлять на благоустройство маршрутов.

Не будем загадывать, вернутся ли участники экспедиции когда-нибудь вновь в Нарьян-Мар. Но пообещали рекомендовать своим друзьям и хорошим знакомым съездить в НАО. Если берут на себя такую ответственность, значит, гостей в наших краях будет больше.  

 – Как придурковатые люди становятся путешественниками? – хитро улыбается Пётр Груздев. – Про себя могу сказать так. На пароходах когда-то работал радистом. Туда-сюда катался и с тех пор – на всю жизнь. Потом увлекался музыкой. Был в моей жизни и рок, и джаз. Вернусь из этой экспедиции, и снова в путь. В Карелии с 20-го февраля стартует этап Кубка мира по ралли-рейдам «Россия – Северный Лес 2016». А 24-25 февраля я должен быть в Тольятти, чтобы на маршруте «Нивы» протестировать. Дальнейшие творческие планы? – уточняет руководитель экспедиции. – Всегда! Чего и вам желаю…

Алёна ЛЮДВИГ, фото автора Андрея ТОРОПОВА, Михаила РЯБИНИНА и участников экспедиции 

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий