Короли неба

Аватар пользователя vnaoinform

Фамилия Король обязывает ко многому, ей надо соответствовать. Хочешь-не хочешь, но требуется постоянно доказывать, что ты – лучший. Если лётчик, то изволь быть Королём неба...

Король Владимир

Владимир Акимович Король (1951-1999 годы), уроженец города Белая Церковь, что под Киевом, прожил яркую, насыщенную, но короткую жизнь. Был коренным украинцем и писал в анкете: «Английский со словарём, украинским владею свободно». Его отец – кадровый офицер, подполковник-артиллерист, участник Великой Отечественной и советско-японской войн – мечтал о военной карьере для сына, и в 1963-м определил в Киевское суворовское училище. Целую пятилетку Володя носил погоны цвета утренней зари, жил по уставу, однако в 16 лет понял, что армейская служба не для него. Поступил в физико-математическую школу и учился хорошо, но втайне от родителей начал посещать Сумской аэроклуб, где увлёкся парашютными прыжками.

Пятое октября 1968 года. Маленький зелёный Ан-2 набрал эшелон 2000 метров, и цепочка парашютистов в белых шлемах потянулась к выходу. Звонок и вспыхнула сигнальная лампа. Шаг, другой, непослушные ноги словно прилипли к полу, и ты нырнул в голубую пустоту... Двадцать один, двадцать два, двадцать три, рывок кольца, шелестя, стремительно убегают вверх пучки строп, вытягивается длинной колбасой шёлковый купол. Вот он наполнился воздухом, гулко хлопнул и превратился в живую, пульсирующую полусферу.

После грохота двигателя, предстартового мандража он наслаждался тишиной и чувствовал себя победителем. Мать он пригласил, когда выполнял сотый, юбилейный прыжок. К этому времени Володя умел почти всё: прыгал с самолётов и вертолётов, выполнял групповые, затяжные и ночные прыжки.

В Сумском аэроклубе он освоил первый вертолёт – малыша Ми-1. Здесь же получил первый налёт – 60 часов. Одновременно он работал на Сумском рафинадном заводе. В 1971 году прошёл трехмесячные курсы по переподготовке офицеров запаса при Богодуховском учебном авиационном центре ДОСААФ, где окончательно отработал навыки полётов на Ми-1, пройдя дополнительную 30-часовую программу. В декабре 1971 года Владимиру Королю присвоили воинское звание «младший лейтенант запаса». К этому времени на его счету было уже около 300 прыжков с парашютом, он выполнил норму первого разряда по парашютному спорту.

В 1972-73 годах он пять раз пытался поступить на курсы специального набора при Кременчугском авиационном училище – лётчиков ДОСААФ готовили по укороченной 6-месячной программе. Его зачислили лишь с шестого захода (очередь желающих составляла свыше 700 человек), и в декабре 1973-го Король блестяще закончил училище. В его дипломе сплошняком стоят «пятёрки», за исключением трёх оценок «хорошо» – построение маршрута, осмотр места приземления и планирование на режиме самовращения несущего винта.

В январе 1974 года с положительной характеристикой и 25-часовым налётом на Ми-4 он прибыл в Нарьян-Мар. Здесь молодого пилота учили опытные «четвёрочники» Владимир Кушкин и Борис Кудрявцев. Надо сказать, что в должности второго пилота Владимир Король не засиделся и уже 13 января 1977-го стал командиром Ми-4. Окружная газета посвятила перспективному авиатору большую статью, в которой он рассказывал о трудностях полётов в Заполярье: «Погода часто не балует лётчиков Севера. Да и снежная белизна – явление не из приятных для пилота. Приходится летать и в «молоке». Не видно земли, ориентироваться приходится только по приборам».

В ноябре 1979 года, 28-летнего Короля, имевшего общий налёт 3073 часа, выдвинули на должность командира звена Ми-4. Командование отряда отмечало положительные черты ударника коммунистического труда: «Теоретическая подготовка хорошая, техника пилотирования отличная. Обладает достаточными организаторскими способностями, может руководить лётным коллективом. Допущен к инструкторским полётам, выполнению срочных санитарных заданий и полётам по особым ПВП».

Если вдуматься, то как лётчик он достиг потолка – умел почти всё, но продолжал совершенствоваться. В мае 1980-го Владимир Акимович Король получил допуск к лесоавиационным полётам и гравиметрической съёмке с правом тренировки лётного состава при метеоусловиях 150 х 2000 х 18 — пилоты понимают, что это значит.

В 1981 году переучился на вертолёт Ми-8. В мае 82-го его допустили к производственным полётам с правом транспортировки грузов на внешней подвеске днём. В июле 1985-го экипаж Владимира Короля был признан «Лучшим комсомольско-молодёжным экипажем». А ровно через год экипаж в составе командира Короля, второго пилота Владимира Лисенкова и бортмеханика Александра Кожевина был командирован для работы в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Правда, позднее задание отменили.

Летал Владимир Акимович в любую погоду и в январе 1988 года даже получил выговор за полёт в условиях обледенения. В 1987-м стал пилотом 2-го класса, через четыре года – пилотом 1-го класса. В 1997 году получил звание «Отличник Аэрофлота».

Он был очень увлечённым, как бы сегодня сказали, креативным человеком. Активно занимался самодеятельностью, участвовал в театральных постановках. Кстати, именно в гастрольной поездке в Нижней Пёше молодой и красивый командир воздушного судна Король познакомился с будущей женой. Вместе с братьями Орловыми увлекался полётами на дельтапланах и дельталётах, дневал и ночевал в клубе «Олимп». В 1982 году привёз из Сочи серфинг «Мустанг» и впервые опробовал его на Печоре. Спустя пару лет с братьями Орловыми приобрели ещё два серфинга и гидрокостюмы. Ветра и воды на Печоре всегда было в достатке. А беленькое пёрышко паруса с фигуркой серфера на фоне холодных печорских волн помнятся горожанам до сих пор.

Король Александр

Старший сын Владимира Акимовича, продолжатель лётной династии Александр Король, с детских лет получил вертолётную прививку, летая с отцом по буровым. Шестилетний пацанёнок, засыпая под убаюкивающий рёв могучих турбин, мечтал стать, конечно, лётчиком.

В 14 лет он оседлал первого «коня» – полетел на дельтаплане «Славутич УТ», но коварный аппарат «взбрыкнул» и Саша сломал руку. Травма была тяжёлая, два месяца ходил в гипсе. Другой бы, может, махнул той самой загипсованной рукой на авиацию, но упрямая королевская порода взяла своё – кости срослись, и Александр снова поднялся в небо.

В 1994 году он самостоятельно вылетел на мотодельтаплане, в 1995-м стал чемпионом России среди юниоров по видам спорта сверхлёгкой авиации в многоборье. В июне 1996-го получил диплом тракториста-механизатора широкого профиля и поехал поступать в Уфимское военное лётное училище. Здесь уже учился целый выводок нарьянмарских парней – Олег Белозеров, Виктор Вехлов, Вячеслав Крымов, Денис Артеев.

Первые два года учёбы сплошная  теория – сопромат, теоретическая механика, аэронавигация, высшая физика, высшая математика. С третьего курса курсант Сызранского высшего военно-авиационного института Король начал полёты на Ми-8 и на Ми-24. Поначалу было очень тяжело – управляя винтокрылой машиной, пилот работает всеми конечностями, не забывая соображать головой. За годы учёбы его общий налёт составил более ста часов. Одновременно, в традициях династии, плотно занялся парашютным спортом и в короткое время «напрыгал» больше 300 прыжков. Парашютировался с разных высот, с самолётов и вертолётов, днём и ночью. Как вспоминает сейчас, на десятой секунде скорость стабилизируется до 180 км/час, и ты лежишь в упругом воздушном потоке, пока на 900 метрах земля начинает стремительно приближаться, тогда рывок кольца и…

Два раза парашют не раскрывался, или закручивало стропы, и тогда приходилось пользоваться запасным. Страх приходил только на земле, но в таких случаях действует старое правило – пока человек не вышел из прыжкового состояния, его впихивают в самолёт и выбрасывают снова, чтобы он успел не дать победить себя страху.

В январе 1999 года из Нарьян-Мара пришла чёрная весть – от острой коронарной недостаточности скоропостижно скончался отец. К этому времени его безаварийный налёт составил  11 000 часов. Владимир Акимович тяжело переживал, что авиаотряд в затяжном кризисе, лётчикам приходится бригадно ловить рыбу, чтобы прокормить семьи, а у него нет денег помогать сыну...

В 2003 году Александр Король получил звание лейтенанта ВВС и два года честно отслужил в учебном авиаполку, тренируя курсантов на тренажёре. Затем старший лейтенант Король уволился из Вооружённых Сил и вернулся в Нарьян-Мар.

Началась работа в гражданской авиации, о которой давно мечталось. Его крёстным отцом в отряде стал опытный вертолётчик Асхат Бадрутдинов – тактичный и спокойный человек, аккуратный лётчик, прекрасный педагог и отличный инструктор. Это была хорошая школа, когда он видел, как вдумчиво готовится к полётам командир, просчитывая на несколько ходов вперёд маршрут, тщательно изучая метеосводки, делая расчёт заправки, количества груза, условий взлёта-посадки. В 2008 году Александр прошёл программу ввода в командиры и получил первый допуск – по работе с подвеской. И сразу его отправили на Строгановку – таскать контейнеры. А это непросто, работёнка нервная – контейнеры парусит, раскачивает, скорость машины не более 70 км/час.

Не менее сложной, но интересной в 2011 году оказалась работа по аэрофотосъёмке «коридора» будущего нефтепровода. С высоты 1200 метров на скорости 100 км/час требовалось филигранно заснять в режиме 3D полосу шириной всего-то 50 метров, причём идущую не по прямой, с многочисленными «коленами» и поворотами.

После этого было много сложных заданий, которые командиром воздушного судна Королём выполнялись на отлично. Но особо запомнились два недавних случая.

Шестого августа 2014 года проводились межведомственные учения «Арктика-2014». Были задействованы самолёты Ан-26 и Ил-38 Северного флота, гидросамолёт МЧС Бе-200, корабли пограничной службы, спасательный буксир «Алтай», ледокол Газпрома «Юрий Топчев», спасательное судно Минтранса «Спасатель Карев». Легенда учений казалась несложной: рядом с платформой «Приразломная» происходит столкновение судна обеспечения «Сатурн» с танкером «Михаил Ульянов», разлив нефти составил 1200 тонн, пять «моряков» оказались за бортом в ледяной воде. В установленные сроки прилетают флотские спасатели и, сброшенные на парашютах, «спасают» четверых пострадавших. Пятого относит сильным течением и его должны «выудить» нарьянмарские коллеги.

Когда Ми-8 под управлением Игоря Образка и Александра Короля с мурманскими спасателями на борту появился над местом «экологической катастрофы», у них в глазах зарябило от кораблей в шаровой и оранжевой окраске. Со смотровой площадки «Приразломной» поблёскивали линзы биноклей и мощных фотоаппаратов – десятки чиновников и журналистов внимательно наблюдали за спасательной операцией наших вертолётчиков. «Морячка» в зелёных волнах Печорского моря обнаружили быстро, но каково же оказалось удивление пилотов, когда при заходе манекен в гидрокостюме буквально закувыркался по гребням (организаторы набили его пустыми «полторашками»). Вторая попытка завершилась так же – воздушным вихрем «спасаемого» кубарем понесло по волнам. Тогда Образок и Король, продемонстрировав высочайший класс, пошли с выпущенной люлькой буквально на «терпящего бедствие», прижав его к волнам. После чего спасатели быстренько выудили манекен из воды. Задание было выполнено, позднее экипаж отметили грамотами Министерства транспорта РФ.

Второй случай – более жизненный. 11 декабря 2015 года со среднего рыболовного траулера «Чернигов» (порт приписки Мурманск) поступила радиограмма – на борту тяжелобольной матрос, его необходимо срочно эвакуировать в Ненецкую окружную больницу. Ранним утром Александр Король (с проверяющим Игорем Образком) поднял свою «восьмёрку» и взял курс на точку севернее острова Колгуев. Через два часа они прилетели к траулеру, но эвакуацию осложняли два обстоятельства: сильный порывистый ветер постоянно разворачивал небольшой «Чернигов» в открытом море, а ещё зависнуть над судном мешали многочисленные антенны, мачты, траловые дуги и лебёдки – небольшой «пятачок» имелся лишь на баке. Как вспоминает Король, мачта траулера постоянно ходила у блистера вертолёта, создавая значительную опасность. И всё же они справились, сумели поднять больного на борт. Через два часа он уже находился в реанимационном отделении окружной больницы.

Но особенно Александр Король гордится делом, с лётной работой никак не связанным. Осенью 2009 года он и Константин Сочнев от лица окружной федерации легкомоторного спорта выступили с инициативой – собрать средства и установить в городе памятник знаменитому истребителю капитана Тарасова. При поддержке органов государственной власти НАО началась работа по разработке проекта нового памятника. Сбор средств проходил быстро, и уже через три месяца на специальном банковском счету имелось три миллиона рублей. Самолёт, вернее – его макет в натуральную величину, создавали поэтапно, под руководством московского авиаконструктора Георгия Шаркутова. Вначале, по сохранившимся в архивах чертежам самолёта, была создана 3D модель. Применяя современные технологии, в лазерном центре подмосковного города Жуковский изготовили составные детали модели. Сборка самолёта и придание ему вида настоящего боевого истребителя происходили в Нарьян-Маре, для чего были доставлены специальные материалы, оборудование и инструменты, а Служба материально-технического обеспечения администрации НАО выделила помещение.

Самолёт выполнили из стеклопластика, с применением новейших композитных материалов. В качестве декоративного слоя использованы высокопрочные цветные гелькоуты, стойкие к суровым климатическим условиям Заполярья и ультрафиолетовому воздействию. Металлическая стела памятника, поднявшая самолёт на трёхметровую высоту, была сделана в Архангельске индивидуальным предпринимателем К. Плешкуновым.

Для создания динамичного облика предстояло решить сложную инженерную задачу – как «насадить» достаточно тяжёлый планер на опору. Многое делалось на энтузиазме и совершенно бесплатно: Тиманское ИГП провело исследование грунтов, Архангельский государственный технический университет выполнил расчёт по установке металлической фермы опоры, Нарьян-Марское СМУ просчитало «подготовку» фундамента, компания Версо М занималась его заливкой, а также укладкой брусчатки и установкой ограждения, «Нордавиа» помогло с перевозкой материалов. Как вспоминает Александр, был постоянный цейтнот – всем очень хотелось приурочить открытие к 65-летию Великой Победы. В ночь на 8 мая 2010 года ещё устанавливали кок с винтом, докрашивали части машины. Но в назначенный день памятник в центре города открыли – эффектно завалившись на краснозвёздное крыло, над городом взмыл зелёный Як-7Б «Нарьян-Марский судостроитель», украшенный 12-ю алыми победными «звёздочками» и цифрой 65 на фюзеляже.

В 2012 году Александр Король вступил в должность заместителя командира лётного отряда по организационно-лётной работе. В отряде на сегодня 20 командиров вертолётов, 26 вторых пилотов и 18 бортмехаников на 16 вертолётов (12 Ми-8Т и 4 Ми-8МТВ). Особое внимание уделяется подготовке будущих командиров воздушных судов. Как говорит Король: «Выстругать Буратино проще, чем переделывать готового». Лётные экипажи формируются по старому, ещё советскому принципу, – внимательно отслеживается психологическая совместимость, умение работать в команде. Слётанность – обязательное условие будущих успехов.

Сейчас Александру Владимировичу Королю 37 лет, общий налёт в гражданской авиации – 5000 часов. Впереди ещё много дел, свершений и планов.

А недавно в семье Королей родился первенец — Ярослав, продолжатель славной династии нарьянмарских вертолётчиков. С чем Александра с супругой Юлией и поздравляем!

Юрий КАНЕВ, член окружного общества краеведов
Фото Алёны ЛЮДВИГ и из семейного архива Александра КОРОЛЯ

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 5 (1 vote)

Комментарии

Добавить комментарий