Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
20 февраля 13:14
Вторник
Предложить новость

Крещение. Очередь за благодатью

Владимир КИСЕЛЕВ Выпуск № 2 (374) 22 января 2016 Дорога к храму

Томящаяся на морозе, растущая в длину и ширину очередь пришла в движение около восьми вечера — в ледяную купель, обустроенную на Качгортинской курье, окунулся первый желающий совершить омовение. Спешил, однако, народ смыть грехи ледяной, ещё не освящённой водицей. Сотрудники МЧС и медики, обеспечивающие безопасность проведения массового мероприятия, прибыли через три часа, за двадцать минут до того, как священнослужители Богоявленского храма освятили в проруби-иордани воду. Так в ночь с 18-го на 19 января в Нарьян-Маре начались традиционные крещенские купания.

Крещение Господне, или Богоявление – один из самых древних христианских праздников, установленный ещё в апостольские времена. Однако погружение в ознаменование его в прорубь – традиция пусть давняя и добрая, но не церковная, а народная. Так выплеснулась широта и удаль русской души. Строго говоря, освящение воды в реках и озёрах в память о том, что более двух тысяч лет назад произошло явление Бога людям в трёх лицах (Бог Сын крестился в реке Иордан, Бог Отец явил Себя в раздавшемся с небес голосе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...», а Бог Дух Святой снизошёл на Крещаемого в виде голубя) вовсе не обязательно.

Во всех чистых открытых водоёмах и источниках, считает Церковь, в полночь с 18-го на 19 января по астрономическому времени вода преображается Самим Господом и хранит чудодейственные свойства до окончания крещенской недели.

Да и живём мы не в жаркой Палестине, а в холодном северном крае. Великое же водоосвящение довольно продолжительная последовательность молитв. И происходит оно только в храмах после литургии: накануне Богоявления, в крещенский сочельник (утром 18 января), и непосредственно в сам праздник (утром 19-го), после чего верующие совершают крестный ход к иордани. Влив в неё с молитвой «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим...»  принесённую святую воду и погрузив по всем сторонам света крест, священнослужитель лишь подтверждает этим обновляющее действие благодатной помощи Божьей, в которой человек так нуждается. Однако, прихожан уже окропили святой водой (великой агиасмой) в храме. И повторять свершившееся, омывшись в проруби с пят до макушки, отнюдь не обязательно.

Есть желание и позволяет здоровье — пожалуйста, это личное дело каждого. Но трезво взвесить свои возможности нужно непременно. Одно дело окунуться в тёплой реке Иордан на Ближнем Востоке, где крестился Спаситель. И совсем другое — православный экстрим на Крайнем Севере, заболеть можно запросто. Широко бытующее мнение, что в иордани простудиться невозможно, заблуждение. Как и то, что в освящённой проруби христианин смывает все грехи. Для этого надо пойти в храм, покаяться и причаститься святых Христовых таин. 

Как бы там ни было, в Богоявление на Качгортинскую курью из года в год стекается всё больше нарьянмарцев. На этот раз людей было так много, что ответственные за подготовку иордани сотрудники компании «Чистый город» посчитали за лучшее открыть приспособленный под раздевалку балок задолго до назначенного времени. Они же заменили отсутствующих пока спасателей. У входа в крещенскую купель, страхуя жаждущих приобщиться к традиции, встали заместитель директора по благоустройству Виктор Синявин и зам по общим вопросам Сергей Семяшкин. Выходить из воды  помогали ведущий инженер Артур Загитов с плотником Валерием Кокошкиным. И началось...

Людской поток не иссякал. Спасатели поневоле, закоченевшие даже в тёплых куртках и шапках, косились в сторону балка. Клубящиеся на морозе паром мокрые мужчины в плавках и женщины в прилипших к телу длинных рубашках (а кто и в купальнике бикини), пробежав по проложенному от проруби деревянному настилу, споро исчезали внутри. А вот число желающих раздеться не уменьшалось. Импровизированная раздевалка была явно мала.

Десятка два человек толпились у входа в балок и в час ночи, когда мы беседовали с Сергеем Семяшкиным, отогревшимся в большой надувной палатке, куда тепловая пушка гнала горячий воздух. По идее, после заполярной иордани здесь хорошо было бы выпить и обжигающего чая. Но страждущим его не предлагали.

 – Такую задачу «Чистому городу» не ставили. Да это и не наше дело по определению, – сказал Семяшкин. – Нам требовалось подготовить электроосвещение площадки, расчистить от снега берег и место под установку купели. Глядите, какие кучи нагребли. Повезло ещё, что лёд на курье толщиной не меньше 55-ти сантиметров. Иначе не смогли бы применить спецтехнику, пришлось бы махать лопатами.

Сама купель железная. Она уже не новая. Так что готовить её начали загодя. Подрихтовали, где нужно прошлись сварочкой, обшили изнутри свежеструганными досками, для спуска в воду и подъёма сколотили удобные лестницы с поручнями.

С тягача, доставившего купель с базы «Чистого города», конструкцию весом в тонну сняли на лёд автокраном. Дальше толкали вручную. С Божьей помощью, конечно.

 – Крест изо льда тоже сделали наши ребята под руководством Андрея Безу-мова. Вообще-то он плотник, и это — его первый опыт. Хорошо получилось, правда?! – хвалится Сергей Семяшкин. – Если кто-то думает, что всё очень просто, то он заблуждается. Своих секретов хватает. Видите хотя бы, сколько желающих набрать крещенской воды толпятся у специально подготовленной для этого проруби. Прорезана она на глубину чуть больше ведра, а дальше пробурены каналы, по которым вода и поднимается. Зачерпнуть её — без проблем. Но если кто, тьфу-тьфу, соскользнёт в полынью, то под лёд не уйдет.

Помолчав, продолжает:

 – Мы тут круглосуточно находимся, хлопот хватает. Но, знаете, хорошо, что возрастает у народа душевная потребность окунуться в иордань. Да, неофитов много. Но важно, что человек сделал хотя бы первый шаг. А дальше, как Господь управит...

Самого Сергея окрестила в младенчестве бабушка Поля. Дома, в посёлке Сахалин. Ну не было тогда в заполярной столице храма! Минувшей осенью епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков покрестил его уже как полагается по церковным канонам. Затем и обвенчал с супругой Ольгой.

А окружному депутату Даниилу Исполинову креститься пришлось в Чернигове, где живут его родственники. В купель он окунается уже восьмой год подряд.

 – Да ничего в этом нет страшного. Просто входить в воду надо решительно и на выдохе. Потом сразу обтереться насухо, – наставляет Даниил. – А насчёт возможности простудиться — не знаю. У меня так наоборот было. Случалось, не очень хорошо себя чувствуешь, но после погружения как рукой снимает, силы прибавляется, настроение бодрое. И главное — на душе хорошо.

На этот раз по пути к душевной благодати Даниил Исполинов завернул к кафедральному собору и привёз на своей машине к купели иерея Сергия Митрофанова и дьякона Романа Тулакина. Батюшки недавно окончили Санкт-Петербургскую духовную академию и прибыли на служение в Нарьян-Мар. Сначала на два года, а дальше как Бог даст. Отец Роман ещё совсем молод. Наверное, потому владыка Иаков и благословил его наладить взаимодействие с ведомым Исполиновым региональным Молодёжным центром. Наметили уже план совместных действий, среди которых создание под крылом епархии для юных нарьянмарцев патриотического клуба.

Скучать после Питера в Ненецком округе священнослужителям не приходится. Дел и впечатлений хватает. Только двухнедельная миссионерская экспедиция на Вайгач чего стоит! Кому интересно узнать об этом подробнее, может прочесть дневники миссионеров на епархиальном сайте http://www.orthodox-arctica.ru/news/558/.

И на курью батюшки пожаловали не праздного любопытства для. Сослужив отцу Сергию в проведении малого водоосвящения, дьякон Роман Тулакин ненадолго исчез. И мало кто затем узнал священнослужителя в бородатом крепыше, трижды погрузившемся с головой в иордань, осеняя при этом, как полагается, себя крестным знамением: «Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Он из семьи священника, так что к подобному привык сызмальства. Но всё-таки в Арктике это для отца Романа первый опыт. Местным минус 17, конечно, привычно, а ему, рождённому  в поволжском городе Арзамасе?

 – Да нормально, – улыбается. – Ветерок, правда, бодрит.

Не то слово — бодрит. Расшалившийся сиверко холод усиливал многократно. Глянул потом в интернете: в крещенскую ночь мороз в Нарьян-Маре ощущался как  27 градусов. Руку, когда делал записи в блокноте, сводило так, что приходилось спешить в палатку, к широкому жерлу тепловой пушки.

После очередного забега обратил внимание на двух парней, одевающихся после купели прямо на льду. И как босые ноги не примерзают?

 – Да ждать надо долго, чтобы в балке переодеться, вот и решили вещи тут оставить, – объяснили они. – Чего зря время терять? Мы ж северяне, закалённые.

Тимур Носов работает в Нарьян-Марсейсморазведке, бригадир. Александр Луканов — кладовщик в «ИП Романова», занимающемся торговлей. Оба коренные нарьянмарцы. Более того, родственники. И хотя одногодки (им по 29), Тимур – дядя Александра. А вот «христианского стажа» у племянника поболее: крещён в православии, когда ему был год. Носов крестился десять лет назад. По его словам, к вере он пришёл осознанно.

При этом Александр старается бывать в храме на общей молитве по возможности регулярно, исповедывается, получает Святые Дары из чаши для причастия. Тимур же переступает церковный порог только, когда потянет его непреодолимая сила поставить свечу за близких — кому за здравие, а кому уже и за упокой.

 – Храм — это просто здание, в котором собираются люди. Главное, чтобы вот тут было, – стучит себя кулаком в область сердца.

Ясно, что крещенские обряды и традиции вере вовсе не помеха. Другое дело, что и святая вода, за которой выстраиваются нешуточные очереди с внушительными ёмкостями, и иорданские купания это, конечно, ещё не весь праздник. Смысл не в том, чтобы проявить крепость духа и в морозную ночь окунуться в ледяную купель. Надо помнить: крестившись в Иордане, безгрешный Иисус Христос не просто погружался в воду, а отправлялся в крестный путь, целью которого было Своей мученической смертью очистить от грехов всё человечество. Каждому из нас тем самым дан шанс стать таким, каким Бог хочет видеть своё любимое творение — человека. Но для этого прежде всего надо самому захотеть перемен в себе.  В христианстве ведь так. Чего ищешь, то и найдёшь. За чем идёшь, то и принесёшь.

Владимир КИСЕЛЕВ,  фото автора и Альберта ЛЮДВИГА

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий