Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
25 сентября 15:48
Понедельник
Предложить новость

Кривое зеркало выборов

Наталья КОЛОГРЕЕВА Выпуск №20 (392) 27 мая 2016 По сути дела

Однозначно – выпрямлять, говорят в Центризбиркоме

 

 Всероссийский селекторный ликбез по предстоящим в сентябре думским выборам провёл на минувшей неделе Центризбирком. Избирательная комиссия НАО пригласила поучаствовать в нём окружных журналистов.

Борьбу за явку на участки для голосования 110-ти миллионов избирателей российский ЦИК намерен вести, что называется, насмерть. Главная задача сейчас: обеспечить максимальное исполнение выборного законодательства, особенно в части прозрачности, доступности и объективности любой информации о кандидатах. Ну, и доверия граждан к самому выборному процессу хотелось бы побольше. Так что всё лучшее в период с 20 августа (избирательная компания выходит на финишную прямую) по 18 сентября – электорату! Вот основные тезисы столичных профессионалов от выборов, прозвучавшие с большого монитора, установленного в региональном избиркоме.

А теперь — подробнее...

Сам себя не похвалишь…

Итак, на какие наиболее важные, по мнению членов Центризбиркома, моменты стоит обратить внимание неравнодушному избирателю. Да и, чего уж там, кандидатам.

Начну, пожалуй, с календаря. Он выглядит так. Апогей всего процесса назначен на 18 сентября – в этот день мы будем голосовать за наших избранников. Агитационный период начнётся с момента выдвижения кандидата или списка кандидатов. С подробностями – юриста Центризбиркома Майя Гришина:

 – Понятие «момент выдвижения» у партийцев и одномандатников разнится. Для кандидатов из партийного списка агитационный час «икс» наступает сразу после принятия съездом решения о выдвижении списка. Для кандидата по одномандатному округу он наступит несколько позже, когда тот явится в окружную избирательную комиссию с полным пакетом документов, заявит о согласии баллотироваться, зарегистрируется. И только потом можно будет приступить к агитации. Законный день тишины – в силе: себя похвалить да других поругать кандидаты смогут лишь до 16 сентября. За сутки до назначенного дня голосования агитационная кампания прекращается.

В зарегистрированных СМИ агитпроп начнётся 20 августа, за 28 дней до голосования. Норму о запрете публикации данных всевозможных соцопросов тоже никто не отменял: 5 дней до дня голосования, то есть после 12 сентября, публиковаться они не должны.

Важная информация для потенциальных народных избранников и их штабов: изменились требования к визуальному изображению кандидатов. Теперь на плакатах и в телероликах можно светиться либо в гордом одиночестве, либо в окружении неопределённого круга лиц. Письменного согласия от этого самого «круга лиц» уже не требуется, поскольку предполагается, что лиц и так не будет видно.

Мда, непростую задачку задали кандидатам...

Майя Гришина заметила, что к чистой воды агитации требований достоверности законодатель не предъявляет, поскольку сие практически бесполезно. Все претенденты на думское кресло будут хвалиться, кто во что горазд, и это понятно: сам себя не похвалишь… А вот зарегистрированные средства массовой информации, в том числе так называемые сетевые, будут находиться под пристальным вниманием избиркомов, общественности и, как водится, конкурентов по избирательному процессу. И тут всё сложно.

Накосячил – отвечай

 – Уже сегодня мы наблюдаем широкую информационную кампанию кандидатов, – говорит Майя Гришина. – Однако отслеживание и деление информационного потока на независимый и агитационный начнётся в ходе официальной избирательной кампании. Многие активные избиратели до сих пор не улавливают грани между информированием и агитацией. Так вот, под информированием в СМИ мы подразумеваем объективность, достоверность и соблюдение равных прав кандидатов и партий.

Сказать по правде, и сами журналисты не всегда способны различить эту грань, поскольку тоже ведь люди-человеки со своими убеждениями. Ещё хуже, когда интересную «инфу» редакциям попросту подбрасывают. Ну, и самоцензура, конечно, включается – кому ж охота нарваться на крупный штраф в период, когда вопрос финансовой выживаемости тех же газет гложет так, что мама не горюй. Однако тут юрист ЦИКа даже порадовала:

 – Новация выборного сезона: СМИ имеют право публиковать не заказные, а собственные интервью с кандидатами, организовывать редакционные дебаты в период избирательной кампании. Они вовсе не обязаны всегда быть нейтральными. Есть факты, способные подмочить имидж кандидата? Что ж, их публикация вполне допустима.

И правильно: накосячил – отвечай! Правда, с небольшой оговорочкой: если предвыборный негатив не походит на систематическое, целенаправленное «мочилово» какого-то конкретного участника выборной гонки. Что ж, и на том спасибо.

Ещё один член ЦИКа Александр Клюкин подробно остановился на так называемых «чёрных» PR-технологиях, которые совершенно точно, по его мнению, будут присутствовать в предстоящей думской кампании. Да и сама она, считает эксперт, будет существенно отличаться от предыдущих. Чем?

Высокой политизированностью избирателей и огромной конкуренцией кандидатов. 14 партий уже заработали право не собирать подписи за право участвовать в избирательной гонке, а ещё 75 зарегистрированных в российском Минюсте могут стать потенциальными её участниками. Плюс к этому скоро начнут вспахивать своё информационное поле 225 кандидатов-одномандатников. Напомню, за одномандатников мы с вами в последний раз голосовали в 2003 году.

Кроме ограниченного периода агитационной кампании, в копилку сложностей ляжет и крайне неудачное для голосования дачно-отпускное время. Тем более актуально это для северян. Представляю, как разойдётся-расстарается тут креатура кандидатов!

В интернет приходят бабушки

 – Незаконные технологии, – об этом Александр Клюкин говорит уверенно, – начнут применять уже на этапе сбора подписей. Подкуп, серые схемы оплаты услуг, выпуск изданий с искажёнными выходными данными, информационные вбросы «карусель» с бюллетенями на избирательных участках, – всё это мы проходили ни раз. Ну, и административный ресурс со счетов нельзя сбрасывать. Всю эту вакханалию избиратель называет цирком. Вот этого-то мы и не должны допустить.

Классические рецепты приготовления выборных блюд давно изучены и описаны. Но на подходе – свеженькие, высокотехнологичные приёмы ведения хулиганской избирательной кампании. И их ещё только предстоит распробовать. Связаны они, разумеется, с бесконечным информационным пространством интернета.

 – Его аудитория, продолжает член Центризбиркома, – теперь в большей степени пополняется за счёт пользователей возраста 55+ (молодежь и среднее поколение давно там). И это – самая благодатная почва для манипулирования мнением пожилых людей, как правило, бесхитростных и доверчивых. Заметно активизировались ресурсы для размещения неконтролируемой агитации, компромата. Но это ещё полбеды!

Александр Клюкин привёл неполный перечень сетевых технологий, которые совсем скоро обрушатся на седины избирателей. Это и интеллигентные виртуальные агитаторы в популярных соцсетях, и фейковые аккаунты для продвижения «единственно правильной» точки зрения, и странички несуществующих людей, дабы создать иллюзию огромного количества избирателей с идентичной позицией, и видеосервисы с вирусными войнами.

В Центризбиркоме ждут и готовятся к периодическим хакерским атакам. И хотя, по словам члена ЦИК, все перечисленные методы напрямую действующему законодательству вроде бы не противоречат, они противны самому духу избирательного права. А это вопрос, скорее, эфемерный. Извините, морально-нравственный.

Тема борьбы с информационными технологиями всех оттенков серого и чёрного звучала в ходе селектора постоянно. Александр Клюкин – в плане самокритики, наверное – настоятельно предлагал членам региональных избирательных комиссий быть более креативными, вести работу с молодёжью, активнее продвигать в интернете интересы своего ведомства, а значит, и избирателей. А Майя Гришина поставила в пример очень креативных Марию Захарову из МИДа и Дмитрия Рогозина из оборонки.

Так-то оно так, но что-то мне подсказывает: одной захаровской «калинки-малинки» для привлечения избирателей (особенно молодых) на участки будет недостаточно. Представляется, тут председателю ЦИКа Элле Памфиловой придётся освоить и другие танцы.

Все оффшоры будут вскрыты!

Ну и, пожалуй, последнее на сегодня, тоже волнительное. Какую бы информацию не подсовывали нам, избирателям, во время агитационного периода, есть та, которую кандидаты через избиркомы обязаны предоставить априори. И занимает избирателей, как правило, не биографическая сторона дела, а финансовая: кто, сколько, и где заработал, куда вложил, что имеет и т.д.

Элла Памфилова сообщила на этот счёт:

 – Кандидат в депутаты Государственной Думы обязан предоставить сведения о своих доходах, имуществе и сделках с ним на сумму, превышающую трёхгодовой доход. О сделках своего несовершеннолетнего ребёнка на такую же сумму он также должен отчитаться. Речь идёт и о зарубежном имуществе и сделках.

В общем, если десятилетний отпрыск кандидата прикупил ненароком нескромную хижину на Лазурном берегу, родитель обязан сказать, сколько лет ребёнок экономил на школьных завтраках. Не приведи господь скрыть хотя бы толику столь ценной для избирателя информации! Факт сокрытия, обещают в ЦИКе, сразу же станет достоянием гласности. А отслеживать достоверность финансовой информации призван новый порядок проверки счетов и ценных бумаг кандидатов. Соглашение о совместной работе в данном направлении Центризбирком подписал с двумя ведомствами: Финмониторингом и Росинформмониторингом. Есть у нас, оказывается, и такие структуры.

 – Все оффшоры будут открыты, – сказала напоследок председатель ЦИК Элла Памфилова.

Да что там оффшоры! Юрист Майя Гришина сообщила участникам всероссийкого селектора, что будут вскрыты и обнародованы буквально все финансовые стороны предстоящей кампании. В первую очередь те, что связаны с формированием избирательного фонда кандидатов. Здесь всё просто: если у физического лица случайно завалялись несколько тысяч или даже миллионов рублей, он может отправить их в фонд полюбившегося кандидата инкогнито. А вот юрлицам явно не повезло. Факт пожертвования на сумму от 50 тысяч рублей подразумевает публикацию названия предприятия в открытых источниках. Должны же мы знать своих героев.

Наталья КОЛОГРЕЕВА
Фото Алексея ВОЛКОВА

Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий