Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
22 ноября 07:08
Среда
Предложить новость

Локализовать, нейтрализовать и ликвидировать

Тимофей ЖУКОВ Выпуск №30 (402) 5 августа 2016 С места события

Почти пять тысяч условных тонн нефти попали в холодные воды Печорского моря возле Варандейского терминала по легенде прошедших комплексных учений... Репортаж с места события.

В акватории стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) Варандейского терминала и на береговой полосе в районе порта Варандей прошли комплексные учения по ликвидации условного разлива нефти на море.

Как обычно, ледокольный нефтяной танкер «Капитан Готский», пройдя по проторённой с 2008 года тысячемильной морской дорожке от нефтехранилища на Кольском полуострове, встаёт на закачку сырой нефти в считанных метрах от гигантского отгрузочного причала в Печорском море – высотой в пятьдесят метров и весом свыше одиннадцати тысяч тонн. Аппетиты судна впечатляющие: его подтрюмные хранилища-танки способны вместить без малого 87 тысяч тонн предназначенной на экспорт нефти. По сценарию учений, в какой-то момент происходит почти непоправимое: из-за сильной штормовой волны танкер условно теряет управление и сталкивается с судном обеспечения, начинается разгерметизация его наливных танков...

Без права на заминку

Сценарий учений был условен до предела, признались позже специалисты. Арктический челночный танкер Совкомфлота «Капитан Готский», построенный на корейской верфи, верх инженерной мысли. На судне десять нефтеналивных ёмкостей (танков). Чтобы в самой жёсткой ситуации груз оставался в безопасности, при разработке танкера его корпус дополнительно усилили сотней стальных рёбер для поглощения ударов льда любой силы.

Однако сюжет учений неумолим: в холодные северные воды «уходят» почти пять тысяч условных тонн нефти. До береговой кромки чуть более 22-х километров, но течение неумолимо несёт нефтяное пятно к суше.

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Варандейского терминала, ставший руководителем учений, вводит в действие план по предупреждению и ликвидации разливов нефти. К месту аварии выдвигается экипаж судна обеспечения «Тобой». На его борту – специалисты профессионального аварийно-спасательного формирования Экошельф-Балтика. В его зоне ответственности просторы от «Приразломной» до Варандея. В эти тревожные минуты главная задача спасателей – оперативно оценить масштабы аварии и сообщить о результатах мониторинга в штаб операции.

Параллельно личный состав аварийно-спасательного формирования терминала начинает готовить на берегу нефтесборное оборудование для локализации и ликвидации разлива. Если до береговой линии дойдёт (естественно, условно) хоть часть нефтяного пятна, его потребуется локализовать боновыми заграждениями, нейтрализовать и затем ликвидировать.

Тем временем суда обеспечения «Тобой» и «Варандей» приступают к локализации нефтяного разлива, выставляя ограждающий боновый ордер. В паре, как два брата-спасателя, они синхронно и аккуратно начинают сбор нефти с водной поверхности.

«Мурман» своё дело знает

Комплексные учения по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на море, защите и очистке береговой полосы посёлка Варандей от загрязнения проходят в зоне ответственности ГУ МЧС России по Ненецкому автономному округу. К месту аварии из Нарьян-Мара выдвигается Ми-8 окружного авиаотряда. На его борту представители органов исполнительной власти НАО, ЦУКС ГУ МЧС, профессиональные спасатели и заместитель начальника Главного управления МЧС России по НАО Александр Игнатьев.

Винтокрылая машина раз за разом облетает периметр проводимой операции. Специалисты фиксируют на фото и видео каждый её этап.

 – Подобные учения на терминале Варандей традиционно проводятся в летний период, – сквозь шум двигателя объясняет Александр Леонидович. – Однако на будущий год их планируют провести зимой. В арктических ледовых условиях, при сильном морозе, ликвидация нефтеразливов – довольно проблематичное мероприятие. И не только для российских нефтяников. Тем более, надо быть максимально готовыми к любому развитию событий.

Между тем, внизу под нами нефтяное пятно на поверхности моря неумолимо сужается, теснимое боновым ордером, сцепленного судами обеспечения. Несмотря на это, в штабе операции принимают решение о привлечении к ликвидации условного разлива дополнительных сил и средств. По согласованию с капитаном платформы Приразломная принимается решение направить в район аварии многофункциональное аварийно-спасательное судно «Мурман». На него возлагается главная задача: собрать локализованные нефтепродукты с поверхности воды бортовой нефтесборной системой Lamor LSC.

Специалисты поясняют, «Мурман» заступил на круглосуточное дежурство в северных морях совсем недавно, в апреле. Это судно ледового класса Icebreaker, неограниченного района плавания, предназначено для осуществления аварийно-спасательных и ледокольных операций при толщине льда до полутора метров. Помимо этого, «Мурман» оснащён оборудованием для тушения горящего на воде топлива, а также ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов – как в ледовых условиях, так и на чистой воде.

«Мурман» своё дело знает: собранная в ходе ликвидации загрязнения нефтеводяная смесь в соответствии с планом операции условно передаётся на танкер с дальнейшей откачкой на плавучее нефтехранилище или на очистные сооружения порта Мурманска.

Казалось бы, успех. Но в штабе учений усложняют его и без того напряжённый сценарий. По рации проходит очередная вводная: с «Мурмана» докладывают о смене течения в районе аварии и отрыве небольшого пятна из бонового ордера. Пятьсот тонн нефти дрейфуют в сторону прибрежной зоны посёлка Варандей.

Не допустить до точки

Спасатели на берегу к такому повороту событий готовы. При помощи программных средств они моделируют ход движения пятна, расчёт времени и точку его выхода в прибрежную зону посёлка.

 – Выход пятна в береговую зону ожидается в 16.00 Москвы, – звучит по рации.

И его «встречают» во всеоружии. Специалисты всех привлечённых структур производят доставку нефте- сборных систем, разворачивают боновые заграждения для защиты береговой полосы протяжённостью четыреста метров. В течение получаса устанавливаются ёмкости для временного хранения собранной нефти и осуществляется сбор смеси нефте-сборными системами.

По окончании аварийно-спасательных работ участники учений производят доочистку береговой полосы при помощи моек горячей воды высокого давления. Далее – дело специализированной техники. Собранная нефтеводяная смесь передаётся на береговые объекты, а нефтесодержащий грунт и отходы – после термической обработки в установках по утилизации – собираются, вывозятся и хоронятся на специальных полигонах.

...В ходе комплексных учений отработано взаимодействие и оперативные действия Варандейского терминала, персонала платформы Варандей, экипажей «Тобоя», «Варандея» и «Мурмана», производственно-диспетчерской службы и службы по ликвидации разливов нефти компании Газпром нефть шельф, сообщили специалисты ГУ МЧС по НАО. Кроме того, проверена и оценена на «отлично» готовность персонала ледостойкой платформы Приразломная и ООО «Экошельф-Балтика».

Учения в Печорском море продлились ещё сутки. На второй день очередным «нежданным» эпизодом серьёзного теста стало «движение» пятна в сторону заповедного острова Долгий, где расположены знаменитые лежбища баренцевоморских моржей. В качестве наблюдателей на этом этапе участвовали представители государственного заповедника «Ненецкий».

В очередной раз профессионально сработали все аварийно-спасательные команды, и до пляжа с диковинными животными условное пятно так и не дошло. Верим, что этого никогда не случится. Слишком дорогой может стать цена возможной ошибки человека для ранимой северной природы.

Тимофей ЖУКОВ
Фото автора и ГУ МЧС РФ по НАО

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий