Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
24 сентября 17:59
Воскресенье
Предложить новость

Нарисуем – будем жить

Руслан СВЕШНИКОВ Выпуск № 24 (354) 26 июня 2015 Своё дело

О бедном билборде замолвили слово

Признаться, поначалу казалось, что тема, заявленная к июньскому деловому завтраку с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в НАО Валерием Чупровым: «Наружная реклама: что она двигает или сама нуждается в «двигателе»?», грешит некоторой мелкотравчатостью. Скажем так, не входит в разряд жизненных приоритетов малого и среднего бизнеса, который по должности опекает Валерий Юрьевич. Есть у нас вещи поважнее, чем транспаранты и билборды. Сомнения развеяло вступительное слово бизнес-омбудсмена, к постулатам которого он не раз возвращался на всём протяжении традиционного чаепития в облюбованном им кафе «Appetite».

Оказывается, очень даже важное это дело – наружная реклама. По многим причинам. Прежде всего, это ниша, которую только-только начинает заполнять наш малый и средний предприниматель. Как и всякая ниша, она обещает новые рабочие места, доходы и налоги. В Ненецком округе, где на душу населения приходится около двух миллионов рублей инвестиций в основной капитал в сырьевом секторе и лишь 600 рублей в сферу малого бизнеса, «наружка», таким образом – это ещё и инструмент устранения нездоровых макроэкономических диспропорций.

Валерий Чупров фронтально прошёлся по болевым точкам проблемы, формируя повестку чаепития. Неурегулированость нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок использования наружной рекламы. Объективный конфликт компетенций и интересов игроков на этом поле: органов местного самоуправления, собственников многоквартирных домов – основных арендодателей мест под наружную рекламу – и собственно рекламщиков-предпринимателей. Взаимоувязка этих интересов.

 – Я предлагаю не говорить сегодня о конкретных местах размещения наружной рекламы, – попросил Уполномоченный. – Давайте пообсуждаем тему шире, без перепадов. А чуть позже добавил: – Как это всегда бывает на наших деловых завтраках, мы надеемся генерировать идеи, которые так или иначе воплотятся в жизнь.

Забегая вперёд, скажем, что обойти вниманием «конкретные места размещения наружной рекламы» всё-таки не удалось – очень уж кричащим диссонансом подчас вторгаются эти места в наше бытие и, как следствие, в сознание. Но в целом разговор высвободился из трясины частностей и деталей и вышел на концептуальный простор. Чай, кофе и пирожные в кафе «Appetite», как всегда, тому способствовали.

Где эта улица, где этот дом?

Наружная реклама подчиняется определённому порядку, обуславливающему её появление на торце или крыше здания, на щите или стенде у обочины большой или малой дороги. В этот порядок входит, прежде всего, схема, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, выдающим разрешение на плакат или билборд.

Уже тут начинаются непонятки. Разработанная горадминистрацией Нарьян-Мара предварительная схема размещения объектов наружной рекламы прошла согласование в двух департаментах окружной администрации: региональной политики и строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта. После чего она была возвращена в город и опубликована на сайте горадминистрации в виде перечня объектов «наружки» и карты их дислокации.

 – Тем не менее сведений о том, что схема утверждена постановлением или распоряжением администрации Нарьян-Мара, у нас нет, – констатировал Валерий Чупров. – Можно считать, что по сей день она является лишь предварительной.

А значит, не слишком надёжной для бизнеса, добавим мы. Если не знаешь, где эта улица, где этот дом, на котором может появиться доходоносный билборд, то много раз подумаешь, стоит ли вкладывать в этот билборд свои денежки.

В Заполярном районе ситуация иная: со схемой здесь всё о’кей. Она включает аж три точки размещения рекламы – столько поступило заявок на весь посёлок Искателей. Про другие населённые пункты округа речи нет. Кстати, в окружном центре этих точек 58. Тоже не густо. Понятно, что Искатели и Нарьян-Мар – не Бродвей и Пикадилли, но всё же наши рекламщики могли быть поактивнее. А если могли, но не захотели, то возникает вопрос: почему? Он, собственно говоря, и стал центральным на чайных посиделках в «Appetite».

Стена глуше Берлинской

Итак, почему? Давайте по порядку. Места для рекламы на объектах муниципальной собственности могут проторговываться посредством как аукциона, так и конкурса. В Нарьян-Маре, согласно положению о размещении наружной рекламы, в качестве инструмента торгов принят аукцион. Это, по мнению Валерия Чупрова, открывает доступ на и без того хилый местный рынок рекламы фирмам и агентствам из других регионов страны и тем самым выдавливает с него наших рекламщиков.

Далее. Триада – собственники многоквартирных домов (МКД), управляющие компании, рекламные агентства – представляет собой крайне неустойчивую бизнес-конструкцию. Стена между ними, на которой мог красоваться транспарант, подчас глуше приснопамятной Берлинской. У каждого из звеньев этой триады  претензии друг к другу. Руководитель федерального проекта «Все дома» Сергей Канев пенял рекламщикам: они беспардонно вторгаются в вотчину МКД, не спросив разрешения у собственников, развешивают баннеры и прочую «живопись», а то и подключаются к общедомовому счётчику.

 – Сегодня многие коллективные домовладельцы воспринимают рекламные компании негативно, – подметил Сергей Канев. – Считают, что те непременно их надуют. Рекламщики с собственниками не могут договориться, хотя эта процедура вроде бы простая. Управляющие же компании не связываются с наружной рекламой: не те деньги.

 – А собственники домов часто переоценивают стоимость своих фасадов, – парировала управляющая группой компаний «Спектр» Анна Вронина. – И требуют от нас, рекламщиков, нереальных выплат.

Жильцы одного дома на улице Авиаторов в Нарьян-Маре, рассказывала Анна, дошли до того, что потребовали от рекламщиков отремонтировать двери. Вообще-то это нормальная практика, предусмотренная гражданскими правоотношениями: оплата согласия на размещение «наружки» натурой – скажем, озеленением, установкой скамеек, мелким ремонтом и т.д. Загвоздка в аппетитах собственников жилья. И, конечно, в умении партнёров слушать и слышать собеседников.

 – Иногда бывает достаточно двух-трёх встреч, чтобы они поняли друг друга, – сослался на свой опыт Валерий Чупров.

Проблемой, однако, становятся сами эти встречи. Чтобы обитатели МКД как получатели дохода от использования общедомового имущества смогли ударить по рукам с рекламщиками, необходимо провести общее собрание собственников жилья, на которое должны явиться 51 процент от их числа. При этом из присутствующих на собрании больше половины должны высказаться за баннер или билборд на стене.

 – Но мы видим лишь отдельные потуги сделать хоть что-то, – оценила состояние активности в этом направлении начальник отдела строительства и ЖКХ администрации Нарьян-Мара Галина Гуляева – Движение есть, но нет результата...

 – По сей день у нас не рассчитан норматив стоимости наружной рекламы, – включилась в разговор руководитель комитета по инвестициям и предпринимательству окружного департамента финансов, экономики и имущества НАО Ирина Тихомирова. – На неё устанавливают цены кто во что горазд.

 – Никто, кроме самих рекламщиков, не знает, сколько стоит площадь наружной рекламы, – согласился заместитель губернатора – руководитель департамента региональной политики Виктор Ильин. – А ведь это поступления, которые мог иметь и бизнес, и собственники многоквартирных домов. Мы с вами ищем деньги, а они тут! Если бы в Искателях об этом знали, то на рекламу было бы заявлено не три места, а гораздо больше.

В западне инструкций

На третьей, наверное, чашке чая гости кафе «Appetite» подошли к извечной проблеме малого и среднего бизнеса, будь он занят хоть в наружной рекламе, хоть в разведении нутрий – чудовищной заорганизованности его административного сопровождения.

 – Что мешает упростить процесс? – размышлял зам губернатора Виктор Ильин. – Всякий раз проводить общее собрание собственников многоквартирных домов, когда нужно обсудить наружную рекламу – нереально. Кто-то в отпуске, кто-то занят... Разве не могут решить это дело уполномоченные представители жильцов?

Выяснилось, что наличие или отсутствие кворума на собрании собственников МКД при принятии решения о водружении на крыше любимого дома «наружки» – не единственная законодательная западня, в которую могут попасть заинтересованные в этой «наружке» юридические и физические лица. Есть и другие заморочки. Например, в федеральном законодательстве ныне изъяты какие-либо ограничения, регулирующие долю рекламного продукта и преимущественное право на его размещение. В городском же положении о рекламе они по-прежнему есть. Опять-таки в нём, говорил Валерий Чупров, имеется множество оснований для отказов, приостановлений, аннулирований, ограничений сроков действия наружной рекламы, чего нет в федеральном законодательстве.

Возникла такая ситуация не сегодня. Регулирование в 2007-2008 годах зачаточного рынка наружной рекламы в НАО отражало реалии того времени. Сегодня обстановка иная. Запреты стали помехой в развитии рекламного сегмента, они не отвечают интересам бизнеса и населения в целом и потому подлежат отмене. Такова точка зрения бизнес-омбудсмена.

 – Если федеральное законодательство изменилось, то, конечно же, городское положение должно быть приведено в соответствие с ним – согласился с такой постановкой вопроса окружной депутат Виктор Кмить. Он подчеркнул, что совершенствование нормативно-правовых актов необходимо осуществлять в соответствии с окружным законом № 95 от 19 сентября 2014 года «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти НАО».

Пострижём проблему  «под ноль»

Чайный турнир продолжался. Глоток за глотком звучали идеи с разной степенью ценности и креативности. Председатель Нарьян-Марского горсовета Ольга Старостина обещала доработать раскритикованное положение о размещении наружной рекламы. Виктор Ильин советовал усилить «наружку» социальной составляющей. Ирина Тихомирова предложила разбить Нарьян-Мар на зоны, и в зависимости от их визуальной ценности дифференцировать пресловутые нормативы стоимости рекламы. Она же заверила, что подключит к решению всего комплекса проблем окружной Фонд по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства в качестве экспериментальной площадки по отработке новаций. Галина Гуляева считала целесообразным, чтобы рекламные агентства время от времени собирали собственников МКД и разъясняли им выгоды этого дела. Как бывший главный архитектор Нарьян-Мара, она возмущалась безобразной, с позволения сказать, эстетикой некоторых образцов городской «наружки» (например, торца Дома ребёнка на улице 60 лет Октября) и даже демонстрировала компьютерные распечатки. Впечатление действительно было удручающим. К такой «наружке» напрашивался неологизм «нарожка». Виктор Кмить на примере дома, где он проживает, точнее, торца этого дома, не облагороженного рекламой, проиллюстрировал ту самую упущенную выгоду собственников МКД. От себя добавим, что пустых торцов в Нарьян-Маре, куда просится образ билборда – множество; взять хотя бы бок дома № 20 по улице Ненецкой со стороны улицы Пырерка, где располагается наша редакция.

Валерий Чупров на правах чайных дел модератора подвёл черту под деловым завтраком. От имени окружного бизнес-сообщества он предложил «обнулить ситуацию» с наружной рекламой. То есть, забыв о разногласиях между участниками процесса и отменив бессмысленные ограничения, начать работу с чистого листа. Гости кафе «Appetite» не возражали.

Руслан СВЕШНИКОВ, фото автора

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий