Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
21 августа 06:38
Понедельник
Предложить новость

Не брак, но третий сорт

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ Выпуск №40 (412) 9 декабря 2016 Бюджет

Если представить бюджетную заявку департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО на 2017-й и последующие годы неким продуктом с заданными потребительскими свойствами и оценить качество этого продукта по принятой ещё в советские времена шкале, то самым точным определением будет: «Не брак, но третий сорт».

При всей толерантности окружных депутатов, собравшихся в минувший понедельник на заседание комиссии по экономической политике и бюджету для рассмотрения упомянутой заявки, более лестной характеристики «хотелки» департамента не заслуживали. Едва ли не половина из них была отсечена в ходе дискуссии, принимавшей подчас острый и напряжённый характер.

Сливать – не строить

Канат этой дискуссии тянули со стороны органов исполнительной власти первый заместитель руководителя департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Марина Тимошенко, просто заместитель Михаил Фомин, и.о. директора КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» Денис Зименков, начальники отделов дорожной деятельности и транспорта департамента Александр Рудаков, Виктор Макаревич и другие официальные лица; со стороны законодателей – большая часть членов комиссии. Среди них поистине бурлацкой силой выделялся застрельщик почти всех споров депутат Александр Безумов.

Он с первых же минут заседания подверг остракизму планы департамента по реорганизации КУ НАО «Централизованный стройзаказчик», озвученные Мариной Тимошенко. Выглядели эти планы в её интерпретации пристойно. ЦСЗ в целях оптимизации объединяется с дирекцией дорожного хозяйства, при этом сокращаются всяческие расходы и достигается экономия бюджетных средств. На обеспечение деятельности обновлённого «Централизованного стройзаказчика» Марина Тимошенко просила 90,7 млн рублей.

Строго говоря, первым засомневался в обоснованности этой суммы и в том, что за ней стоит, председательствующий на заседании комиссии Анатолий Мяндин. Он обратил внимание коллег на странную рокировку численности управленческого персонала между ЦСЗ и дирекцией дорожного хозяйства, в результате которой никакого сокращения штатов не происходило.

 – В чём тогда смысл слияния? – поинтересовался председатель Собрания.

Марина Тимошенко объяснила этот смысл созданием пункта габаритно-весового контроля на Харьягинском участке автодороги Нарьян-Мар – Усинск, потребовавшим восемь штатных единиц для его обслуживания. И втянула комиссию в дискуссию на тему что это за пост, с чем его едят, зачем для простого весового контроля нужны инженеры и т.д. К вопросу пункта габаритно-весового контроля депутаты возвращались ещё не раз, пытаясь добиться от чиновников ясности. Нельзя сказать, что им это удалось.

С трудом получилось выяснить, сколько объектов строил (выступал заказчиком строительства) ЦСЗ в 2016 году, на какое количество строек разрабатывалась проектно-сметная документация и прочие вещи, которые профильные специалисты, казалось бы, должны знать без запинки.

 – Это же ваш хлеб! – не сдержался Александр Безумов.

И пошёл в наступление. Он привёл статистику изменения численности штата КУ НАО «Централизованный стройзаказчик» за последние годы. Статистика получилась грустная для бюджета. В 2013 году в ЦСЗ работали 23 сотрудника, в 2014-м – 34, в 2015-м – 50, в 2016-м – 56 и столько же запланировано на 2017 год. При этом количество возводящихся объектов, мягко говоря, не увеличивается

 – Никто не хочет резать по живому, но я против этих цифр, – поддержал коллегу депутат Виктор Кмить.

 – Считаю, что на наши вопросы ответы не получены, – подытожил Александр Безумов. И предложил перенести обсуждение сметы «Централизованного стройзаказчика» на потом – из-за не проработанности темы.

На том и порешили.

В каждой строчке только точки

Фиаско с первым пунктом повестки предопределило тугое и вязкое течение всех последующих дебатов. Споткнувшись раз, руководителям и специалистам департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта стало труднее торить путь. Им не удалось убедить депутатов в необходимости согласовать выделение 16,2 млн рублей на проектно-изыскательские работы для возведения административного здания в Нарьян-Маре. И дело было не только, скажем так, в отсутствии остро насущной потребности в новой обители для чиновников в тощие годы. А ещё и в том, что в эти годы (которые будут в НАО кризисными – достаточно вникнуть в динамику снижения доходов в проекте бюджета на грядущую трёхлетку) на разработку проектно-сметной документации, а тем более на строительство главного офиса округа, не предусмотрено ни копейки.

 – И что дальше? –вопрошала аудитор Счётной палаты НАО Ольга Ткачёва. – Зачем мы тогда деньги тратим?

Сколько-нибудь аргументированного ответа на её вопрос от строительного начальства не последовало. Забегая вперёд, скажем: Ольга Ткачёва ещё не раз и не два обратит внимание комиссии на непонятную (или, наоборот, очень понятную) особенность планирования департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта: забить в бюджетную строку на 2017 год вожделенные миллионы – а там хоть трава не расти.

В итоге депутаты отклонили заявку на проектно-изыскательские работы по административному зданию. «За» не проголосовал никто.

Как положено друзьям, всё мы делим пополам

Наступает короткое перемирие. Комиссия согласовывает выделение пяти миллионов рублей на полёты «для обеспечения деятельности органов государственной власти», полтора миллиона – на строительство коридора для тепличного комбината в Нарьян-Маре с разработкой проектно-сметной документации, одобряет подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

И снова ступор. Слушается подпрог-рамма «Обеспечение доступности коммунальных услуг», которая весит на бюджетных весах более полумиллиарда рублей. И тут выясняется, что запланированные субсидии по данной строке обеспечивают лишь половину потребностей в них на 2017 год.

 – Как быть? – требует ответа Анатолий Мяндин.

 – Видите ли вы резервы для покрытия этой разницы? – вторит ему Александр Безумов.

Ответ следует расплывчатый: можно перекинуть деньги со статьи «Долевое участие в строительстве жилья», – предлагает Марина Тимошенко. Но как-то не очень уверенно предлагает. Однако ничего не поделаешь: субсидии в коммуналку, хоть и в урезанном размере, приходится согласовывать. Ведь не откажешься от них совсем!

Проверки на дорогах

Следующая колдобина поджидает комиссию на дорогах – такая печальная игра слов. Депутаты приступают к рассмотрению подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Марина Тимошенко зачитывает список автотрасс, в которые в будущем году предполагается вложить 44,1 млн рублей. Список короткий: реконструкция дороги Нарьян-Мар – Красное с разработкой проектно-сметной документации; реконструкция улицы Октябрьская в окружном центре; строительство тротуаров вдоль улицы Хатанзейского там же; реконструкция трассы Нарьян-Мар – Искатели. В каждой строчке после графы «2017» – пробел. Это означает, что в последующие годы средства на строительство и реконструкцию дорог не запланированы. Нетрудно понять, к чему это приведёт: оплаченная проектно-сметная документация превратится в груду бумаг, частично выполненные работы утяжелят незавершёнку. На что не забывает обратить внимание депутатов Ольга Ткачёва.

Они, впрочем, и сами видят изъяны в дорожно-строительном планировании департамента. Александр Безумов сомневается: можно ли отнести к приоритетным направлениям в расходовании бюджетных средств разработку проекта реконструкции дороги на Красное? Она, конечно, желательна, но не лучше ли повременить с этим делом в 2017 году, который обещает быть ещё труднее уходящего?

 – Это поручение президента, – следует веский контрдовод начальника отдела дорожной деятельности Александра Рудакова.

 – Так уж президента? – не верит на слово депутат. – Конкретно по Красному?

Информация уточняется. Нет, Владимир Путин не велел реконструировать дорогу до посёлка Красное, однако он действительно поручил обеспечить доступ автотранспорта ко всем медицинским учреждениям в сельских населённых пунктах страны. Но к Красному доступ есть – по той же Лая-Вожской дороге.

Александр Безумов продолжает бомбардировать оппонентов вопросами: сколько будет стоить километр дороги? Когда намечено завершить и сдать объект? Почему, опять же, не запланированы средства на 2018-2019 годы? После короткого молчания собеседников, бросает в зал:

 – Ладно, пока думайте...

И переходит к следующим пунктам дорожной повестки. Странностей в них больше чем достаточно. Например, проектно-сметная документация на укладку тротуаров всего на 30 процентов дешевле, чем сама укладка. Напрашивается догадка: или бумага, на которой напечатана ПСД такая дорогая, или тротуар, наоборот, дешёвый. Хотя последнее вряд ли.

 – Честно скажу: за всю жизнь я такого не видел! – недоумевает Александр Безумов.

Пыль да туман

Члены комиссии близки к возмущению.

 – Эта подпрограмма – сплошь разрозненные куски! Её нельзя утверждать! – режет Виктор Кмить.

 – В ней нет ни одной сельской дороги! – грудью встаёт за милую сердцу глубинку Наталья Кардакова.

 – В Неси дорога – это нечто! – содрогается от воспоминаний Александр Лутовинов. – Не понятно, зачем реконструировать дорогу на Красное, когда в сёлах – одни направления. Вот сейчас в Нижней Пёше трубы укладывают. Сам бог велел закатывать их в асфальт! Но вам, видно, это неинтересно…

Руководители департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта и его подразделений занимают коллективную оборону. Возражают депутатам: дескать, согласно 95-му закону («О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти НАО»), дорожное строительство на селе относится к полномочиям муниципалитетов и посему в обязанности департамента не входит. Главы же поселений не спешат обращаться в департамент за помощью.

 – Ну а вы-то сами почему не обращаетесь к ним?! – пробивает оборону Александр Лутовинов.

Наталья Кардакова предлагает подправить закон таким образом, чтобы передать полномочия по сельскому дорожному строительству в округ. Предложение, конечно, дельное, но сейчас комиссии надо согласовывать бюджетную заявку на реконструкцию поименованных в ней автодорог. Или не согласовывать.

Депутаты делают и то, и другое. Анатолий Мяндин ставит на голосование каждую строчку в подпрограмме отдельно. Результат: добро получено на улицы Октябрьская и Хатанзейского в Нарьян-Маре. Остальные позиции комиссия заворачивает.

Со скрипом и скрежетом

Чуть более завидная участь ожидает подпрограмму «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Из 266,9 млн рублей, заявленных департаментом, парламентарии, по предложению Натальи Кардаковой, утверждают 200 миллионов, посчитав, что просимая сумма слишком велика для ведомства, которое, мягко говоря, не отличается рачительностью в освоении казённых денег.

В аргументах за снижение недостатка нет. Анатолий Мяндин сомневается, соблюдают ли дорожники нормативы обслуживания трассы Нарьян-Мар – Усинск, в которых «сидят» и очистка щитов и дорожных знаков, и уход за павильонами на остановках. Скептические междометия депутатов при словах про дорожные знаки и павильоны звучат красноречивее выступлений. Поэтому три четверти от требуемой суммы, которые всё-таки согласовывает комиссия, становятся неплохим бонусом для департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта.

Со скрипом и скрежетом идёт утверждение 206,6 млн рублей, записанных в подпрограмме «Обеспечение доступности перевозки пассажиров и багажа воздушным, автомобильным и водным транспортом». Здесь депутаты сталкиваются с ситуацией, напоминающей пресловутую нехватку субсидий на коммунальные услуги – запланированные объёмы компенсаций недополученных доходов при оказании транспортных услуг покрывают не более половины потребностей. При этом, как заверяет начальник отдела транспорта департамента Виктор Макаревич, повышения тарифов на местные авиаперевозки в 2017 году не предвидится. Сокращения рейсов – тоже.

Парламентарии ломают голову над ребусом: субсидий не хватает, тарифы заморожены, а самолёты и вертолёты летают.

 – Из чего тогда авиаторы станут возмещать убытки? – недоумевает Наталья Кардакова.

 – И почему на последующие годы величина субсидий уменьшена в разы? – допытывается Виктор Кмить, очевидно припомнив, что комиссия обсуждает заявку не только на 2017 год, но и суровые последующие лета, которые нас ожидают. А резон поинтересоваться перспективой у депутата есть: в плане департамента на 2018 год предусматривается снижение субсидий против 2017 года в 2,4 раза; на 2019-й – в 2,3 раза.

Виктор Макаревич говорит о сокращении квотируемых мест на рейсах, о достигнутых договорённостях с перевозчиком, о падающем пассажиропотоке...

 – Деньги на содержание дорог вы просите в полном объёме, – не соглашается с ним Наталья Кардакова. – Но почему на транспорт запланировали лишь половину?

Ответа, который удовлетворил бы комиссию, опять нет. Приходится соглашаться с департаментом без ответа: строчка проходит фильтр согласования.

Зима! Водитель, торжествуя… Не рано ли?

Стороны долго спорят насчёт зимника. На «Устройство и содержание искусственного дорожного сооружения» – так на канцелярском языке именуется этот тракт – департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта запрашивает 141,6 млн рублей, по обыкновению «забыв» указать, во сколько обойдётся ему зимник на три года вперёд. Однако на этот раз депутатов смущает не манкирование департамента долгосрочным планированием, а нескромная, по их мнению, сумма.

 – Там что, будут чаем-кофе поить? – иронизирует Анатолий Мяндин.

 – На каждом повороте, – подхватывает Виктор Кмить.

В позапрошлом году, напоминает он, устройство зимней дороги, которое тогда осуществлял «ЛУКОЙЛ», обошлось примерно в 70 млн рублей. В прошлом – сто миллионов. А теперь…

 – У вас вообще есть расчёт по зимнику? – дожимает Анатолий Мяндин.

Понадобилось несколько минут, чтобы выяснить: департаментом строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта был проведён конкурс на обустройство зимника, не дожидаясь согласования соответствующей строчки в бюджетной заявке и вообще – принятия бюджета на 2017 год. Между членами комиссии и представителями департамента завязывается спор о том, имели ли право последние проводить торги без принятого бюджета, только на основании распоряжения органа исполнительной власти. К пониманию стороны не приходят. Парламентариев не убеждают объяснения, что-де дорогу сделают дороже пункты обогрева, шлагбаумы, что стоимость обустройства зимника взметнул вверх федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому дорожники вынуждены проводить конкурсные процедуры.

В итоге искомые деньги на зимник комиссия давать отказывается, требуя от департамента обосновать заявку. Формально депутаты, наверное, правы: очень многие решения органы исполнительной власти принимают без консультаций с ними, ставя законодательную «ветвь» перед свершившимся фактом. Но вот незадача: зима-то наступила, зимник нужен, первые караваны машин пойдут по нему, как ожидается, после 25 декабря. Будем надеяться, за оставшееся время специалисты поработают над заявкой, чтобы открытие дороги произошло в унисон с принятием бюджета. Или хотя бы почти в унисон.

Земля до востребования

Упрямо пытают депутаты уже заметно подуставших руководителей департамента, когда дело доходит до рассмотрения пунктов подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Почему – понятно. Сегодня инженерная подготовка территорий под жильё едва ли не самое узкое место, в котором застревает и пробуксовывает работа строительно-инвестиционного комплекса округа. «Прелести» партизанщины в этом деле мы имели сомнительное удовольствие лицезреть во время рейда губернатора НАО Игоря Кошина в посёлок Старый аэропорт в феврале нынешнего года с последующим разбором полётов («Разговор глухого с немым», ВНАО №6 от 19.02.2016г.).

Вспомянут был Старый аэропорт и в минувший понедельник. Депутаты провели дотошный обзор территорий в Нарьян-Маре и за чертой города, где, по их мнению, можно успешно подготавливать участки под жилищное строительство.

 – Мы рассматривали все варианты, но подходящих мест нет, – стоит на своём заместитель руководителя департамента Михаил Фомин.

Но упорство не помогает: 92,4 млн рублей, заявленных департаментом по данной статье, остаются без согласования.

Комиссия рассмотрела также другие государственные программы, представленные для согласования департаментом строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта.

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ
Фото Альберта ЛЮДВИГА

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 4.3 (3 голосов)

Комментарии

Добавить комментарий