Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
24 сентября 18:05
Воскресенье
Предложить новость

Ничего невозможного нет

Галина ТОРЦЕВА Выпуск № 32 (362) 16 октября 2015 Знай наших!

Может ли девочка из маленького заполярного города, где нет своего театра, а искусство не выходит из рамок самодеятельности, стать профессиональной балериной? Людмила Ардеева доказала, что ничего невозможного нет.

Пожалуй, в этот октябрьский вечер заполярный Нарьян-Мар впервые за свои 80 лет принимал артистов профессионального русского балета. В КДЦ «Арктика» был аншлаг: давали «Лебединое озеро».

Зал на три часа погрузился в сказку: восхищался блистательным исполнением партий, техникой вращений и виртуозных прыжков, следил за развитием нежных чувств и рукоплескал всепобеждающей силе любви прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида. Встреча с высоким искусством стала для неизбалованного нарьянмарского зрителя настоящим праздником.

А есть ли среди артистов классического российского балета уроженцы Ненецкого округа? – размышляли мы после спектакля. Провели небольшое журналистское расследование и сами удивились, узнав, что да, есть!

Девятнадцатилетняя Людмила Ардеева из Нарьян-Мара минувшим летом окончила Самарское хореографическое училище. Танцевала в балетных труппах при консерватории Римского-Корсакова, при Эрмитажном и Александринском  театрах, участвовала в спектаклях Самарского академического театра. В портфолио молодой артистки балета – «Баядерка», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Фея кукол»... И конечно, «Лебединое озеро».

Её путь к сцене был тернист и сложен…

Детская мечта

Ходить и танцевать Людочка Ардеева стала почти одновременно. Впрочем, многие годовалые малыши под звуки музыки пытаются пританцовывать. Но у девочки было такое необыкновенное чувство ритма, столько пластики, что не заметить это было невозможно.

Когда Люде исполнилось четыре года, мама с папой отвели её в танцевальную студию «Грация» при детско-юношеском центре «Лидер». Дочка сама на этом настояла. А потом с удовольствием ходила на занятия, выступала на различных праздниках для детей и взрослых, участвовала в конкурсах. И по-детски мечтала, что когда-нибудь станет балериной, выйдет на большую сцену.

Эта мечта всем казалась несбыточной. Кроме её самой. Но как объяснить ребёнку, что в маленьком заполярном городке, где даже театра нет, на балерину не учат?

Отмахнуться было легче всего. Но Елена Геннадьевна и Дмитрий Тимофеевич никогда не придерживались такого метода в воспитании своих троих детей. И мама повезла шестилетнюю дочку на просмотр в Санкт-Петербург, в театральную школу балета имени Леонида Якобсона.

– Чем раньше начнёт заниматься, тем лучше, – пояснили педагоги. – Девочка способная. Оставляйте, мы её берём.

Предложение было неожиданным и сверхзаманчивым. Но поставило родителей перед жёстким выбором. На одной чаше весов был реальный шанс для дочери. На другой – страх оставить малышку в большом городе. Второе перевесило. И всё вернулось на круги своя.

Мила продолжала заниматься в «Грации», через год пошла в первый класс Нарьян-Марской школы № 1. Но продолжала грезить балетом.

Новогоднее желание

Наряжая новогоднюю ёлку, 12-летняя Люда призналась, что загадала желание, которое без поддержки родителей не исполнится. Она так горячо убеждала, что они наконец сдались. И наметили для поступления Санкт-Петербургскую общеобразовательную школу № 210 с балетным уклоном, где на хореографическом отделении преподавали выпускники Академии русского балета им. А.Я. Вагановой — одной из старейших балетных школ мира.

Поступать предстояло летом. А пока вдохновлённая поддержкой девочка под руководством педагога из «Грации» Маргариты Гареевой усердно готовилась к просмотру.

– Мы прекрасно понимали, что поступать будет сложно, – вспоминает теперь Людмила. – Во-первых, потому что, наверное, поздно: в феврале мне исполнялось 13, а в балет обычно приходят лет в шесть. Во-вторых, полноценной балетной подготовки у меня не было, хотя на индивидуальных занятиях Маргарита Александровна старалась дать максимум.

…Кстати, именно Маргарита Гареева преподнесла Люде первые пуанты – балетные туфельки нежно – розового цвета. Девочка приняла их как символ новой жизни. Хотя…Кто тогда знал, сложится ли карьера артистки?

Из неё ничего не выйдет

Отбор девочек для обучения балету в шутку сравнивают с подбором кандидатов в космонавты. Хотя, доля истины в этом есть. Правда, здесь оценивают не только физические данные, но и возраст, рост, вес и даже форму головы и стройность шеи.

Переступая порог здания школы, которая находилась в самом центре столицы на Неве, Людмила поразилась большому количеству залов с огромными зеркалами и балетными станками. И эта торжественность только прибавила волнения.

Главным её экзаменатором была известный хореограф Юлия Владимировна Папеева. В завершение испытаний она попросила показать ещё пару движений и прыжков. И в результате дала рекомендацию принять претендентку из далёкого Нарьян-Мара не в третий, а во второй балетный класс. То есть, на класс ниже сверстников, с которыми ей предстояло учиться в седьмом общеобразовательном.

Это обстоятельство девочку не смутило.

– Главное, что меня взяли! – торжествовала она. И мама ей в ответ счастливо улыбалась.

Она тогда не посмела передать дочери опасения педагогов, что вырастить из неё артистку балета вряд ли получится. По причине возраста и слабой физической подготовки. Мол, нет у неё ни теории, ни практики.

– Да вы не переживайте, сама поймёт, как это сложно. Не выдержит и уйдёт, – так своеобразно успокаивала маму педагог, не подозревая, что немного позже станет для Люды главным учителем, а потом и второй, школьной, мамой.

А пока тринадцатилетняя девочка не сможет сдержать ливень слёз, провожая родителей в аэропорт. Ей непривычно, что они уезжают домой, а она остаётся в огромном чужом городе. Ей ведь надёжнее, когда они рядом.

Тоскуя, она с головой погрузилась в учёбу. То есть, упорно шла к своей мечте.

Победа в Вене

В расписании уроков появились новые для неё дисциплины: классика, историко-бытовой танец, характерный танец, основы актёрского мастерства… Это после шести уроков обычной школы.

Вечер тоже был плотно занят: репетиции двухактных балетов «Щелкунчик» и «Дюймовочка», подготовка к отчётным концертам, посещение театров... Для Людмилы всё было свежо, интересно. И вместе с тем очень непросто. Чтобы наверстать упущенное, идти в ногу с ровесниками, ей приходилось заниматься вдвойне усердно. Вопреки ожиданиям преподавателей, за какие-то полгода, она достигла уровня своих одногодков. И сразу перескочила из второго в третий балетный класс, где занимались друзья по основной школе.

Это была несомненная победа. За ней последовала другая. Ещё через несколько месяцев Юлия Владимировна Папеева отказалась от своих слов, что «вырастить из неё артистку балета вряд ли получится». Теперь Люда занималась под её началом.

Она уже привыкла, что свободного времени практически нет. Узнала, что такое диеты.

– Самое сложное для балерины – борьба с весом, – рассказывает Людмила Ардеева журналисту ВНАО. – Чуть расслабишься – и вот они, лишние 300 граммов. Требования у нас очень жёсткие и высчитываются по формуле: рост минус 120. Столько танцовщица и должна весить.

Про любимые в детстве шоколадки ей пришлось напрочь забыть.

– Шоколад поднимает настроение до тех пор, пока не встанешь на весы, – признаётся Люда.

Всё тогда у неё получалось. На всероссийских и международных конкурсах по классической хореографии девочка занимала призовые места. Стала первой на конкурсе в Вене. В столицу Австрии мама ездила вместе с ней. И когда объявили результаты, сквозь слёзы сказала: «Я горжусь тобой, дочка!».

А может быть, я ошиблась

Юлия Владимировна настойчиво рекомендовала продолжить профессиональное образование после девятого класса. Но неудачи следовали одна за другой.

В академии русского балета имени Вагановой был жесточайший отбор, её не взяли «по причине низенького роста». В Новосибирском училище порекомендовали «ещё похудеть». И девушка стала ловить себя на чуждой мысли: «А может быть, я ошиблась. Может, балет – не моё».

С таким настроением и пошла однажды в театр на «Жизель». Посмотреть со стороны, как другие танцуют. Уходила оттуда совершенно с иным настроем: «Я добьюсь своего. Не опущу руки». Понимала, что начинается ещё один сложный этап на пути к мечте.

В Самарском хореографическом училище поставили условие «держать себя в форме». И, о чудо, приняли! Ей было 16. Ещё один новый город, где не было ни друзей, ни знакомых. Ещё одно не менее тяжёлое расставание с родителями, которые помогли переехать, снять квартиру и опять уезжали. Её мучила бесконечная тоска по дому.

И здесь новых предметов было много: дуэтный танец, модерн, история театра, история костюма, музыкальная литература, история балета.... Акцент делался прежде всего на балет. Но и общеобразовательные дисциплины никто не отменял.

– Здесь на первом курсе у меня появился второй папа, – с тёплой улыбкой рассказывает Людмила. – Александр Павлович Петров был единственным мужчиной, который вёл женский класс. Он опекал нас, по-отечески заботился. И это помогало быстрее привыкнуть к новому бытию и новым требованиям.

После первого курса за усердие и успехи училище поощрило Людмилу поездкой в Санкт-Петербург, где на хореографическом конкурсе жюри присудило ей первое место.

Гордость мамы и папы

День вручения диплома артистки балета стал для Ардеевых семейным праздником.

– Она не по годам упорно трудилась и добилась своего, – размышляет Елена Геннадьевна. – Мы ею очень гордимся.

– Секрет моего успеха в поддержке родителей, – считает Людмила. – Они, несмотря на расстояние, постоянно были со мной. И с педагогами мне тоже повезло.

Этим же летом Людмила поступила в Санкт-Петербургский университет имени Лесгафта, на кафедру теории и методики гимнастики факультета летних олимпийских видов спорта. Учится заочно. А так как артисты балета вынуждены думать и о хлебе насущном, преподаёт основы своей профессии деткам и взрослым жителям Санкт-Петербурга.

На вопрос нашей газеты о желании помочь приблизить высокое искусство к Нарьян-Мару Людмила ответила:

– С удовольствием приезжала бы на малую родину. Могу давать мастер-классы, ставить номера. Талантливых ребят у нас немало. Важно это вовремя раскрыть. Да и взрослым красота классической хореографии сейчас доступна. Есть такое направление, как боди-балет. Наш заполярный город достоин того, чтобы высокое искусство стало частью его жизни.
…А ещё Людмила передала свой наказ нынешним школьникам:

– Нужно ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Помнить, что ничего невозможного нет!

Она сама это уже доказала.

Галина ТОРЦЕВА



Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 4.8 (22 голосов)

Комментарии

Добавить комментарий