Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
24 сентября 18:00
Воскресенье
Предложить новость

Особенности национального туризма

Алёна ЛЮДВИГ Выпуск №28 (400) 22 июля 2016 Путешествуем по НАО

Арктика в тренде. Туризм развивается. По крайней мере, нам так говорят. Предложений для путешествий по округу — всё больше. Можно побывать хоть у чёрта на куличках. Вот только цены кусаются. О собственном опыте сэкономить на путешествиях по родному краю рассказала корреспондент ВНАО.

Местный люд в деньгах не то чтобы прижимист, но лишнюю копеечку запросто не отдаст. Северный длинный рубль называется так потому, что измеряется бесконечными полярными днями и ночами, а ещё — комарами, гнусом, немалыми ценами и прочими прелестями климата, бездорожья и при этом — немалых расстояний. Зато природных красот – ну просто завались. Кто хоть раз побывал на Пым-Ва-Шоре, речке Белой, в Каменном городе и Сульских водопадах, понимает, о чём речь. Но это далеко и долго. И, разумеется, дорого. А что если самостоятельно организовать своё путешествие?

Бизнес по-русски

Сплав по местным рекам предложила хорошая знакомая. Та самая Ирина, вместе с которой повезло побывать в первой арктической снегоходной экспедиции («Через снежную тундру на ледяное море», ВНАО № 10 от 18.03.2016 г.)  Не иначе заразилась тогда вирусом путешествий. Кто хоть раз пускался в путь, открывая для себя новые места, людей и даже себя, того уже не вылечить. Тяга к ярким эмоциям настолько входит в кровь и плоть, что буквально гонит из тёплого уютного дома на свежий воздух.

В свою очередь, Ирину пригласила заядлая путешественница Олеся, с которой подружились в туристической поездке по округу. Оно и понятно, ведь, как правило, в дорогу зовут людей проверенных. Это как в альпинизме и на подводной лодке – лишнее отсекается. Затем подтянулись коллеги и знакомые. В общей сложности сплавляться отправились шесть человек.

Привлекательным оказалось то, что маршрут река Северная – Хальмер-Ю – укладывался в три дня. То есть в пятницу после обеда выезжали из города и возвращались обратно в воскресенье. Чем не «тур выходного дня», столь популярный у горожан на Большой земле? Да и сумма, озвученная местным бизнесменом за прокат резиновых лодок, а также затраты на питание и услуги наёмного авто оказались приемлемыми.

Правильно говорят, что всё, что делается – к лучшему. Ещё в самом начале путешествия пришлось на ходу корректировать планы. Когда прибыли на место старта к мосту через реку Северная, оказалось, что проводник… э-э-э, был не совсем готов отправиться в путь. На ногах человек держался, обращённую речь понимал, но зачем брать на маршрут такой балласт? Кроме того, третья лодка по вине проводника оказалась без вёсел. Всё как в известной поговорке про русский бизнес: украсть вагон водки, продать его и вырученные деньги пропить. В итоге от берега отчалили на двух резиновых лодках, с трудом распихав багаж.

Вывод: тщательно планируйте путешествие и будьте готовы к любым неожиданностям. Неприятности, которые могут случиться, случаются.

Старый новый маршрут

Каждое лето по ближним северным рекам отправляются путешествовать любители отдыха на природе. Необходимо отметить, что достаточно популярный маршрут река Северная – Хальмер-Ю – Куя имеет свою историю. Впервые о нём широко заявил известный краевед и поисковик Андрей Николаев. Тогда региональная эколого-краеведческая организация «Истоки», которую он возглавлял, создала проект детского передвижного учебно-тренировочного лагеря по рекам Северная – Хальмер-Ю – Куя. Предполагалось реализовать тематические программы: «Юный турист», «Следопыт», «Юный эколог», а также проводить детские полевые экологические практикумы.

Согласно проекту «По северным рекам» маршрут должен быть разбит на участки, которые разделяли бы три базовые площадки, оборудованные всем необходимым для жизнедеятельности туристских групп. То есть очаг для разведения костра с таганком и скамейками, стол для приёма пищи с навесом, лабаз для хранения инвентаря и прочей мелочи, туалет с выгребной ямой, контейнер для сбора мусора, оборудованный спуск к реке. Красота, да и только.

Вот только проекту так и не суждено было реализоваться. По чьей вине? Оставим эту печальную историю для будущих публикаций на тему развития туризма в Ненецком округе. Хотя о специально оборудованных стоянках на пройденном маршруте наши экипажи задумывались не раз. Путешествовать с комфортом всегда приятнее, хотя любители лютого экстрима могут с этим не согласиться.

Нашей же группе предстояло на собственном опыте проверить, насколько интересным, увлекательным и познавательным может быть сплав на резиновых лодках.

Вывод: прежде чем отправиться в путь – познакомьтесь с материалами на интересующую тему. Как правило, новое – это хорошо забытое старое.

Испытано на себе

Прохождение реки Северной заняло весь вечер пятницы. Почему прохождение, спросите вы? Потому что речка эта узкая, средняя глубина 60 сантиметров, ширина в среднем течении не превышает 15 метров. Но это – средние показатели. В нашем случае резиновые лодки по большей части мы тащили на себе. Из-за жары Северная очень обмелела. Буквально через несколько десятков мет-ров стало понятно, почему пропуском в увлекательное путешествие были резиновые бродни. Как только лодка застряла на очередном каменистом перекате или песчаной отмели – выходишь за борт, хватаешь за поручень и… наслаждаешься активным отдыхом.

На каждой лодке по три человека. Поэтому в местах, где было можно, гребли по очереди. Пока один машет вёслами, остальные таращатся по сторонам, любуются девственными пейзажами, фотографируют или просто разгоняют несметные полчища комаров, оводов и прочей живности.

Первая стоянка – на первом перекрёстке. Точнее, в месте, где Северная впадает в Хальмер-Ю. С непривычки устали так, что силы не хотелось тратить даже на разговоры. Быстро установили палатки, поужинали и легли спать.

Второй день – вторая река. Хальмер-Ю в переводе с ненецкого «река мёртвых». Несмотря на грозное название, наши экипажи прошли её весело. Хальмер-Ю значительно шире Северной. Здесь уже намного реже встречаются мели, которые мешают двигаться лодке. Можно уже не грести вёслами, а преодолевать некоторые участки с помощью мотора. Правда на малом ходу и очень внимательно. То там, то тут – обмелевшие участки.

Вторая ночёвка – на пересечении «реки мёртвых» и Куи. И только на Куе можно спокойно включить мотор и наслаждаться солнышком и пейзажами. А также видом настоящей рыжей лисы, которая с берега проводила наши лодки невозмутимым взглядом.

В Нарьян-Мар прибыли ближе к вечеру воскресенья. Быстрое прощание и – домой, к благам цивилизации. Чтобы потом, когда комариные укусы, царапины и невесть откуда взявшиеся синяки заживут, вспоминать о ярких солнечных днях, проведённых в единении с природой.

Вывод: в памяти остаются самые яркие моменты. Живите полной жизнью, не бойтесь новых дорог.

Алёна ЛЮДВИГ, фото автора

Продолжение темы

Фотографии: 
Ваша оценка: 
Среднее: 1 (1 vote)

Комментарии

Добавить комментарий