Еженедельник собрания депутатов
ненецкого автономного округа
Телефон: 4-09-30
12 декабря 14:30
Вторник
Предложить новость

Праздник музыки в день тишины

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ Выпуск №37 (409) 23 сентября 2016 Стиль жизни

В Нарьян-Маре очень любят музыку итальянского барокко. Правда, любят несколько неравномерно. Судя по залу в ДК «Арктика», где в минувшую субботу были сыграны «Времена года» Антонио Лючио Вивальди, самыми изысканными ценителями жанра «кончерто гроссо» оказались сотрудники наших трёх Администраций, шести Департаментов, федеральных структур, а также видные общественные деятели.

Пригласительный на концерт не достался даже руководителю департамента региональной политики Виктору Ильину.  Вернее, он пожертвовал свой билет корреспонденту ВНАО, благодаря чему появилась эта статья. Сам же Виктор Николаевич с женой Машей и сынишкой Егоркой слушал знаменитые «Сезоны» в исполнении оркестра «Московская камерата» под управлением заслуженного артиста России, профессора Дмитрия Когана перед большим экраном на площади «Марад’ сэй», где в день тишины (от предвыборной агитации) собрались прочие, не столь сановные, меломаны Красного города.

 – Вы знаете, какой самый распространённый вопрос звучал в последние две недели? – чуть позже спросит переполненный зал в «Арктике» губернатор округа Игорь Кошин. – Отнюдь не «Когда нефть снова подорожает до ста долларов?» А – «Как можно достать билетик на концерт «Московской камераты»? Когда три года назад мы с моим другом Дмитрием Павловичем Коганом задумывали фестиваль высокой музыки в Нарьян-Маре, то нас в сущности волновало только одно: а придут ли люди? Посмотрите, что происходит сегодня!

Маэстро Дмитрий Коган поцеловал скрипку смычком, и в зал ошеломляющей радостью брызнуло мощное оркестровое тутти «Весны».

Антонио Вивальди написал четыре трёхчастных концерта (с чередованием темпа «быстро-медленно-быстро») в 1723 году. Предвидя, что лет через триста его «кончерто гроссо» будут не только играть и слушать, но и смотреть, комбинировать в клипы, заставки, телефонные мелодии, композитор облегчил задачу потомкам – предпослал к каждому концерту по стихотворению. Чтобы было ясно, что к чему. Оцените: «Вдруг набегают бархатные тучи / Как благовест звучит небесный гром / Но быстро иссякает вихрь могучий / И щебет вновь плывёт в пространстве голубом».

Как бы то ни было, «рыжий поп» (не верится, что жизнелюб Антонио Вивальди, от музыки которого даже самым хмурым из нас становится «так ясно, что жизнь была прекрасна», служил католическим священником) послал в ХХI век месседж. Его можно расшифровать так: моя музыка не только дивно хороша, она ещё – материал для синтеза искусств. Мистерий, мультимедийных экспериментов и прочего перфоманса.

Потомки сигнал приняли. Сегодня редко какое исполнение «Сезонов» обходится без перчинки карнавала и изюминки лицедейства. Дмитрий Коган и его «Московская камерата» по части креативности оказались на голову выше многих, по крайней мере известных автору камерных оркестров, сумев сплавить воедино звук, цвет и слово. Когда в зале «Арктики» бушевало сумасшедшее presto «Лета», пьянило виолончельное вино «Осени» и взметал снежную пыль клавесин в «Зиме», подумалось – не могло не подуматься! – а что сказал бы Антонио Лючио Вивальди, услышав свои «Сезоны» на третьем Арктическом фестивале в Нарьян-Маре? Зная по историческим источникам о темпераменте «рыжего попа», он наверняка хлопнул бы Дмитрия Когана по плечу и воскликнул: молодца, Диман, ты сделал настоящий, как его, муль-ти-ме-дий-ный проект!

А то! Каждый сезон «Сезонов» Дмит-рий Павлович предварял, своего рода, белым стихом собственного сочинения, похожим на оригинальный текст Антонио Вивальди. Затем действо, синхронизированное с партитурой, перемещалось на экран. И Музыка вбирала в себя краски Живописи, а Живопись напитывалась плотью Музыки. Конькобежцы в «Зимнем пейзаже» Питера Брейгеля-старшего скользили по прозрачной глади озера под вздохи скрипок и альтов в «Зиме». Да так, что, казалось, слышны взвизги стальных полозьев по льду. Перепившихся крестьян из «Страны лентяев» Брейгелевского же полотна вымаривала медлительная поступь середины «Лета». В «Осени» смелая инсталляция хоровода девушек в русских сарафанах и кокошниках врывалась в пейзажи Калабрии или Лигурии с их секвойями и апельсинами. «Весна» расцветала картинами Ватто и скакала по нотам солнечными зайчиками импрессионистов.

«Московскую камерату» вызвали на бис трижды. В последний раз к музыкантам, уставшим, но счастливым от головокружительного успеха, вышел на сцену Игорь Кошин. Дмитрий Коган подал ему смычок.

 – Сейчас я попытаюсь понять, что от меня требуется… – застеснялся губернатор.

От него требовалось немного: дирижировать вариациями к «Венецианскому карнавалу» Никколо Паганини. Судя по аплодисментам зала, Игорь Викторович справился с этой задачей неплохо. Видимо, сказалась привычка дирижировать округом. Когда отзвучали последние звуки «Карнавала», губернатор объявил о закрытии «Дней высокой музыки в Арктике».

Беседуя с журналистами, Игорь Кошин и Дмитрий Коган выразили благодарность всем, кто помог организовать и провести чудесный праздник музыки в Нарьян-Маре. В первую очередь – генеральному партнёру фестиваля нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и ТПП «ЛУКОЙЛ – Севернефтегаз». Дмитрий Павлович воздал должное нашему зрителю. По его словам, таких ценителей музыки, как в Нарьян-Маре, не встретишь «в иных мировых столицах».

 – Клянусь вам, это не дежурный комплимент, – сказал он. – Ненецкий округ – Богом отмеченная земля. Здесь живут  потрясающие люди – чистые и искренние.

Игорь Кошин высказал интересную мысль, которая, на наш взгляд, нуждается в хорошем мозговом штурме. Сегодня два календарных сезона в НАО, отметил он, имеет свой бренд, своеобразный ярлык отличия. Весна – это гонки на снегоходах, осень – Дни высокой музыки. Надо бы подумать о зиме и лете…

Наконец, о главном, что волнует меломанов-северян. Первое. Традиционные Арктические фестивали в Нарьян-Маре будут продолжены, заверили Игорь Кошин и Дмитрий Коган.

Второе. Возможно, уже в сентябре 2017 года «Московская камерата» подарит нарьянмарцам и гостям города два концерта вместо одного. Стало быть, можно надеяться, что если за год количество тех, кто нами управляет, а также помогающих им управлять и помогающих помогающим не возрастёт, то пригласительных билетов хватит и на других любителей музыки.

Яков КОМПОСТЕЛЬСКИЙ
Фото Альберта ЛЮДВИГА

Ваша оценка: 
Голосов еще нет

Комментарии

Добавить комментарий